Вифания: сколько стоит залезть в могилу Лазаря

Горячий привет шлет вам Святой Лазарь из палестинской деревни эль-Эзарийя, она же библейская Вифания. В расположенном в 3-х километрах от Иерусалима городке, находится куча ништяков, как то: могила самого Лазаря, которого Иисус вернул к жизни, самый старый дом в эль-Эзарийе (от арабск. "место Лазаря"), самый старый колодец в эль-Эзарийе, музей эль-Эзарийи, муниципалитет, лоток с фруктами, самая старая мечеть, самые модные куфийи, а также большая церковь имени Святого Лазаря.

Вход в могилу библейского персонажа стоит 5 шекелей, и чтобы туда проникнуть, приходиться заползать чуть ли не на коленях. Внутри - надписи "здесь были Гил и Вася", от самого Лазаря ничего не осталось.



Особого треша в деревне обнаружено не было, однако несколько любопытных деталей все же есть.

Эль-Эзарийя (или аль-Изарийя, "место Лазаря") известна также как Вифания (англ. Bethany). Согласно палестинскому Центральному статистическому бюро, она является вторым по величине палестинским городом Иерусалимского округа - в ней проживает около 17,606 жителей. Среди них есть как христиане, так и мусульмане.
Согласно Иевангелие от Иоанна (11:1-53), когда-то давно жителя Вифании по имени Лазарь некий Иисус исцелил и вернул к жизни. Потом, правда, он (Лазарь), судя по всему, опять умер, и его могила стала местом христианского паломничества со всего мира. В Вифании также можно заглянуть в дом сестер Лазаря Марии и Марты. Между прочим, это самый старый дом в городке. Такса за вход - стандартная.







Историки сходятся во мнении, что именно эта древняя Вифания была знаменита своими богадельнями и приютами для больных. Существует также намек на связь между Вифанией и уходом за больными в Евангелии: Марк рассказывает о доме Симона, болевшего проказой и жившего в Вифании (от Марка, 14:3-10), Иисус также получил известие о больном Лазаре из Вифании (Иоанн 11:1 - 12:11).


(Bethany, Palestine, picture p. 598 in W. M. Thomson: The Land and the Book; or Biblical Illustrations Drawn from the Manners and Customs, the Scenes and Scenery of the Holy Land. Vol. II. New York, 1859.)

Согласно Храмовому Свитку, найденному в пещере Кумрана,  к Востоку от Иерусалима располагалось три места для ухода за больными, в том числе прокаженными.  В тексте свитка также говорится, что (как минимум) в радиусе трех тысяч локтей (около 1800 метров) в окрестностях города, не должно быть ничего нечистого (XLVI :13-18). Так как Вифания была расположена, согласно тому же Иоанну, более чем в 15 стадиях (1720 метров) от Святого города, уход за больными в этом месте соответствовал требованиям Храмового Свитка.



Поскольку Вифания лежала вне поля зрения Храмовой горы, это делало ее идеальным местом для ухода за прокаженными. В то время, когда мы зашли в сам храм, в нем шла служба. Дважды получилось неловко: как только я встала на колени, чтобы сфотографировать купол, все сидящие резко встали и запели, а когда я поднялась, чтобы снять икону, в ту же секунду все стоящие рухнули на колени. Несинхрон у меня с христианством, видимо :)

показательные исцеления в последующим летальным исходом ;-)
Кстати, это недалеко от тех блестящих мест, которые мы проезжали ты знаешь, когда :)
а святого Франциска они там за Лазаря выдают? 0_о
Так он же католиком был. Здесь у греко-ортодоксов к католикам загадочная неприязнь. Я бы даже сказала, классовая вражда :)
Ладно, буду радоваться иконе любимого святого во френдленте, не вдаваясь в ненужные подробности о том, кто кого за кого выдаёт... :)))
Сердце стучит, вот что нехорошо!
В хрестоматии русской литературы XIX века, по крайней мере в то далеко время, когда я был школьником, под отрывком из "Преступления и наказания" (ниже), где Раскольников упоминает про "песни Лазаря", шла такая расшифровка:
Выражение "Лазаря петь" возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал у ворот богача и рад был бы насытиться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошло выражение «петь Лазаря», употребляемое в значении жаловаться на судьбу, притворяться несчастным, бедняком.

Для освежения памяти воспроизвожу отрывок из Достоевского по оригиналу: «Этому тоже надо Лазаря петь, - думал он, бледнея и с постукивающим сердцем, - и натуральнее петь. Натуральнее всего ничего бы не петь. Усиленно ничего не петь! Нет, усиленно было бы опять ненатурально... Ну, да там как обернется... посмотрим... сейчас... хорошо иль не хорошо, что я иду? Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!..»

Возможно, не в тему. Но навеяло. Причем, еще именно там, у смурной гробницы Лазаря, обогащающей благодарное местное население. (И совсем шёпотом: лицезрение отважной красавицы в могиле - пусть и в могиле Лазаря - дорогого стоит. Тут пяти шекелей явно не жалко. Даже, если беден, как Лазарь. Сердце стучит...)
Re: Сердце стучит, вот что нехорошо!
В таком случае я могу только поблагодарить благородного Лазаря, так любезно уступившего мне место :)
Re: Сердце стучит, вот что нехорошо!
В пещерах под Хевроном обсудим!)
Re: Сердце стучит, вот что нехорошо!
Нивапрос. Уже решили :)
Мы были там года три назад. За вход не платили...
Ст оило ли воскрешать, если потом все равно умер? :(
Интересно было бы задать этот вопрос автору сего чуда, но говорят, он тоже умер :)
Не-а, он воскрес! А об его окончательной смерти ничего не известно.
После воскресения, по преданию, Лазарь прожил ещё 30 лет и был епископом на о. Кипре. Как и апостолы проповедывал христианство, причислен к лику святых. Место, где расположена могила Лазаря, принадлежит сейчас мусульманам, поэтому они берут с "иноверных" плату за посещение. Спасибо за репортаж, было интересно:)