Жертвоприношение на горе Гризим - варварство или духовность?

В религиозной практике вопрос жертвоприношений остается для меня самым спорным и трудно понимаемым. И лишь одна вещь облегчала дело - отсутствие в наши дни самих жертвоприношений. Поэтому читать религиозные тексты на эту тему было хоть и странным, но не шокирующим делом. И хотя с момента строительства Третьего Храма в Иерусалиме жертвоприношения вроде как должны возобновиться, в умах и сознании граждан это скорее туманная перспектива, чем планы на завтрашний день.

Вместе с тем, кто ищет, тот всегда найдет. И, сожалея о невозможности посмотреть на жертвоприношения в Храме, странно было бы отказаться от присутствия на пасхальном жертвоприношении в самаритянской общине. Сейчас я не хочу вдаваться в исторические подробности (про это достаточно написано в интернете), скажу лишь, что община самаритян насчитывает под 1000 человек и разбита на две части: одна проживает на горе Гризим около Шхема, вторая - в Хулоне. Самаритяне признают только Тору, отказываясь от Талмуда и всей раввинистической литературы. Также они не признают святость Храмовой горы в Иерусалиме, считая святой гору Гризим, на которой ранее стоял их храм, впоследствии разрушенный. Самаритяне весьма продвинулись в соблюдении заповедей иудаизма, однако считают себя "настоящими евреями", а всех остальных евреев - "не настоящими". Так как у них нет проблемы с разрушением Храма в Иерусалиме, община продолжает отмечать Песах согласно установленным Торой правилам и, разумеется, центральной частью празднования является пасхальное жертвоприношение.

Первая ассоциация, которая крутилась у меня в голове еще до начала действа, был мясной рынок. Десятки килограммов освежеванного мяса, бычьи головы, хвосты, мясные крюки и огромные тесаки, отблескивающие в лучах солнца и, как в масло, входящие в начинающую буреть плоть. Однако эта ассоциация быстро улетучилась, как только мы (да-да, все та же дружная компания меня и isr_max) прорвали три заградительных кордона и прорвались в зону шхиты - довольно большую территорию, на которой расположены зоны зарезания скота, кровостоки, основной жертвенник, а также персональные для каждого самаритянского клана ямы для туш баранов.





В эту яму, а также еще пять аналогичных, в конце церемонии на длинных шестах будут погружены туши зарезанных баранов. Там они будут печься 2,5 часа, а затем станут вкусной праздничной трапезой для 1000 человек. Всего в этот день было зарезано около 100 ягнят.



Соседние крыши, заборы, фонарные столбы и прочие поверхности, за которые можно было держаться, облепили пару тысяч человек. Вот на этой крыше буквально час спустя была замечена janataha, сармовская мадриха и искательница приключений.



Старшины общины. Отличаются по фескам и выражениям лиц. Самаритян из Хулона видно сразу, еще до начала разговора. Равно как и самаритян с Гризим, соседствующих со шхемскими арабами. В чем различие? Во внешности, в акценте, в знании иврита и арабского, а также в общекультурных ценностях. В принципе, все самаритяне - крайне доброжелательный и гостеприимный народ, однако на гризимских необходимость ежедневной скрытой конфронтации с арабами наложила определенный отпечаток, сделав их чуть более агрессивными и менее терпимыми к другим.



Спайдермен.





Из серии "Взгляд".















Макс любовно назвал этого агнца "кевес а-хатан" (баран-жених).



Это кровосток. По его краям кладут баранов, а затем перерезают им аорту таким образом, чтобы кровь стекала вниз. Несмотря на то, что самаритяне всегда рады гостям и интересующимся их образом жизни, действую они весьма осторожно. И на то есть свои причины. К крови пасхальных животных запрещено прикасаться неевреям, и именно поэтому в зону шхиты (зарезания баранов) стараются никого не пускать без специального разрешения. Большинство присутствующих старается с уважением относиться к происходящему там, однако бывали в их истории и исключения. Так, пару лет назад несколько арабов из Шхема, прийдя к самаритянам в гости на Песах, через секунды после шхиты спрыгнули в кровосток, демонстративно потоптавшись в крови ногами и осквернив, тем самым, самаритянам всю праздничную программу. После этого они стали осторожнее относиться не только к арабам, но и просто к гостям.







После того, как главный самаритянский коэн прочел молитву, ягнят надежно зафиксировали и приготовили ножи, все начинают ждать восхода первой звезды. И буквально через секунду после ее появления на небосводе, ручьи жертвенной крови потекут по камням вниз, в кровосток. Я была готова к тому, что все будет происходить очень шумно, с блеянием, падающими в обморок барышнями и плачущими детьми. Однако между моментом, когда коэн дал разрешение на начало шхиты и тем, когда все было кончено, прошла секунда. И это была самая бесшумная секунда всей церемонии: не было произнесено ни звука, ни шороха, но сотней человек было сделано лишь одно, абсолютно синхронное движение в гробовой тишине. И как израильский  шумный День независимости наступает через мгновение после вяжущего безмолвием Дня памяти, так и здесь секундный вакуум практически мгновенно сменился радостными криками, объятиями и поцелуями.



Что я почувствовала в этот момент? Практически ничего. Было ли мне страшно? Нет. Брезгливо? Практически нет. Мое сердце разорвалось от жалости к сотне симпатичных ягнят, еще час назад сбивавшихся в кучу и в страхе прижимавшихся друг к другу? Тоже нет. Что же было? Ничего. Ничего кроме ударившего со всех сторон запаха крови и плоти, которую минуту назад покинула жизнь. Запах, который некоторые люди не ощущают никогда в жизни, однако который, я уверена, сидит глубоко во всех нас еще с тех самых времен, когда  мы были хищниками, а нас не испортил кариес и кухонный комбайн с насадками для фруктов.



Когда-то давно у нас не было PETA и наши предки еженедельно закалывали скот не только для еды, но и для ублажения своих богов. Чего в этом больше: животного или духовного? Я не знаю. Однако самаритяне, которые еще час назад называли нас "немного варварами", в секунду перерезающие горло сотне баранов огромным лезвием и целующие после этого своих детей, оставляя на их лицах отпечатки крови, вызвали у меня, всегда переоценивающую значимость маскулинности, чувство... Черт его знает, какое чувство. Правильности происходящего именно для этих людей именно в это время.



Все, кто принимал участие в ритуальном зарезании скота, были одеты в белоснежные комбенизоны и белые резиновые сапоги. К концу вечера их одежда была такой же красной, как этот странный банных халат на фото. Что я чувствовала, глядя в глаза улыбающемуся мне мужчине, чья одежда была алой от пятен свежей крови, поигрывающему кистью огромным ножом с потеками запекшейся крови? Глупо было бы приплетать сейчас сюда какой-то фрейдизм, однако так же глупо отрицать, что в массовом жертвоприношении он полностью отсутствует.



Дабы никто не подумал, что пасхальное жертвоприношение у самаритян напоминает массовую бойню и пляски в крови, скажу, что хотя комбинезоны они и не меняли, однако руки, ножи, крючья и вся прочая снаряга были практически сразу тщательно вымыти и аккуратно упакованы в чехлы. И лишь на лбах детей и женщин оставались мазки крови в качестве напоминания о известной библейской истории.



Через 30 минут после шхиты все туши были разделаны, освежеваны, а внутренние органы животных уложены на основной жертвенник. Еще через 5 минут его пламя поднялось на пять метров, а в воздухе повисла завеса дыма, гари и смеси запахов внутренностей, листьев и веток.



У каждой жертвенной ямы были разложены снятые с баранов шкуры - жир, стекающий вниз, поднимал внутреннюю температуру. Таким образом эту своеобразную печь готовят для погружения туш скота, чтобы те быстрее приготовились.



После шхиты все ворота открыли и желающие смогли пройти вовнутрь. Вот тогда там и началось настоящее смертоубийство.



Четырехметровые колья играют роль своеобразного шампура - на него нанизывается туша барана и опускается в печь.





Все, как у людей: пищевод (или трахея?), легкие, печень.





После погружения кольев с тушами в печь, ее накрывают специальной крышкой и засыпают мокрым песком, воздавая внутри своеобразную духовку. Огонь из-за отсутствия доступа кислорода быстро гаснет и туша печется на углях. Через 2,5-3 часа трапеза будет готова и продолжится всю ночь.

promo Buy for 100 tokens
28 апреля - 7 мая: этно-путешествие в Эфиопию! seagull_gull
Эфиопия — идеальная страна для тех, кто любит настоящие приключения, этнографию и исследования. Эта страна совместила в себе невероятной красоты…
Интересно. А меня не было :(

Я обратил внимание на то, что твои картинки хранятся на сайте Каминг Сун с симпатичным юэрэлем. Порадовался за продвинутость, теперь буду ждать каминга этого суна с нетерпением.
Я заметила, что тебя не было :) Увы и ах.

П.С.: ага, я тоже все жду, когда же этот сун наступит. Надо бы пнуть саму себя :)
"Принесли жертву, богов накормили дымом, мясо съели сами" (С), "Сто полей"

А перерезают им все-таки не аорту, простите за придиразм :)
"а нас не испортил кариес и кухонный комбайн с насадками для фруктов" - событие похоже тебе по душе :)
не хочу казаться יפה נפש, но это как-то... дико.
Дико, конечно. Однако в жизни очень много диких вещей. Которые иногда следует трактовать с дикой точки зрения :)
Интересно, если им так надо кого-то похерить, че-ж они сами себе что-нить не отрежут, уроды эти.
Девушка, вас кто-то схватил за пальцы и начал ими стучать по клавиатуре?
Моя, извините, девушка, Вам, Кирилл, в рот не влезет.

Edited at 2010-04-30 04:27 pm (UTC)
Йес! Копирайтед :)
А можно гражданину сверху ответить? :)
Потрясающий репортаж! Спасибо огромное. Какие вы молодцы, что ездите куда хотите!
Молодец.
Замечательный репортаж, и фото хорошие, передающие момент, заставляющие ощущать сопричастность к действу.
Крови, конечно, много. Но ты права в том, что мы не всегда были такими высокультурными, ели пророщеную пшеницу и брезгливо морщили нос при виде внутренностей.
Знаешь, я был свидетелем, как весьма воспитанные юные девочки из тогда еще СССР, поголодав немного, очень хорошо наворачивали почти сырого индюка. Хотя час-полтора до этого, они говорили "фииии"
Да, много крови. Но у нас в жизни на каждом шагу много крови. И слишком мало кто из нас вегитерианец :)
Добавлю только один момент. Обряду жертвоприношения предшествует молитва, которая продолжается до восхождения первой звезды, что и дает сигнал к началу ритуального забоя животных. Молитва проходит в присутствии Первосвященника (коэн ха-гадоль), которого, по словам одного из представителей общины, "почитают как царя и даже больше". Первосвященник избирается после смерти предшественника, а становится им самый старший по возрасту в клане Коэн.

Первосвященник сходит к жертвеннику в тот момент, когда все готово к ритуалу. На специальное возвышение поднимаются старейшие представители каждого клана, которые сотворяют молитву, которую нараспев повторяют все самаритяне. Завершается она протяжным многократным "Амен", после чего приходит в движение нож резника. Едва первые капли крови брызнут в стороны, Песах считается вступившим в силу. С этого момента можно есть мясо, от употребления которого самаритяне воздерживаются на протяжении некоторого времени (я так и не понял какого) до жертвоприношения. Ну и, естественно, с того же момента хлеб заменяется мацой.

Вот он - Первосвященник самаритян


А вот она - автор этого поста
"Птичку жалко" :(((, ну я имела ввиду овечку!!!
Какой невероятный репортаж! Дам ссылку с вашего разрешения, очень хочется показать другим.
У каждого наблюдательного пункта были свои достоинства :)
я тут фотографии Эдуарда Карпова смотрю:
http://photopolygon.com/snaps/details/4300

и что-то у меня не состыковывается...
фотографии сделанны в 2006 году, неужели все что мы видели это изменения последних лет?
и еще - поломничество на гору Гризим на Шавуот и Суккот - в чем заключается сие мероприятие?
Надо при случае спросить...
Можно к себе утащить?:)
Молодцы Вы!
Вспомнилась одна история с Оззи Осборном, которого журналисты обвиняли в том, что он на концертах откусывает головы летучим мышам. Он отозвался в таком духе, мол да, было дело. Пролетела летучая мышь, на меня нашло что-то и я возьми и откуси ей голову для потехи. А журналисты уже тут как тут, рассуждают о кровавых жертвоприношениях и обрядах в двадцатом веке. Слопают корову на обед и давай твердить, какой Оззи варвар. А вообще, мне кажется, что обладание кухонным комбайном, автомобилем, лэптопом с доступом ко многой информации, бесперибойной подачей горячей воды и электроэнергии и прочими гаджетами (плохо знаю, что это такое, но они в наибольшей степени) вселяют в человека "ощущение силы и бессмертия". Иллюзию того, что мы "в 21-м веке" культурные и цивилизованные, а не дикари и варвары... Репортаж отличный, спасибо. Жаль не знал, что такое бывает. Я бы тоже пошел. И вообще, возьмите как-то с собой...
Кстати, практически полностью с тобой согласна. Тем не менее, живя в социуме, мы вынуждены действовать в рамках правил, установленных социумом, а не откусывать головы мышам :)

А я вывешиваю анонсы периодически, кстати. Так что буду рада твоей компании :)
Я немного не об этом. За социум базара нет, и ежу понятно, что негоже мышам головы откусывать. Я о ханжестве, об иллюзиях, которые человек воспринимает за правду, за норму, за абсолютную ценность. Когда-то я работал на кухне в банкетном зале, где был свидетелем того, как несколько десятков килогрмм приготовленного мяса, вернувшегося со стола выбрасили в мусор. Что-то я не слышал чтобы зеленые или любители природы или просто взволнованные комментаторы предложили поворам что-то отрезать себе. А на всех этих массовых "ируим" происходит то же самое: зарезают животных, их плоть съедают, а часть, как мы видели просто выбрасывают. Причем безо всякого ритуала. Интересно, сколько баранов сгорают на кострах в культурный и цивилизованный праздник день Независимости?

Так что дело не в откусанных головах, а в элементарном вранье из страха признать, что мы ничем, кроме ритуала и гаджетов, от них не отличаемся.

За анонсами буду следить. Спасибо!
Я поняла о чем ты, и согласна с тобой.
Давай, если ты куда-то собирешься, я тоже буду рада приглашению :)
Совершенно потрясающий пост: отличные снимки, прекрасный, очень личный текст, и даже эффект просмотра кинофильма!
Особенно актуально в эти дни, когда еще недавно недельные главы Торы были посвящены жертвоприношениям в Храме и подготовке коэнов: это в какой-то степени Машина Времени!
Большое-пребольшое спасибо!!!
Спасибо большое! Мне очень приятно, что вы увидели в тексте именно то, что я описала, а не "издевательства над животными".
какое издевательство???
Как кабанус кушать, так ничего?
Вкусно, кстати:)
Забой скота по еврейской традиции происходит максимально гуманным способом, это признано во всем мире, насколько мне известно. И Ваш рассказ это подтверждает!
*кстати, с запахом - очень сильный момент описания...*
бОльшего требовать просто некуда! Ато мы так дойдем до того, что и овощи срезать низзя:)


Я просто не люблю деланный и показушный гуманизм, мол, ах, какой кошмар и ужас, ковыряя вилкой кусок курятины в тарелке.
А картинка классная :))
и что было тем арабам, которые осквернили?
Выговор в личное дело? Или простили приняв во внимание трудное детство и израильскую оккупацию, против которой они таким образом выступили?
интересный репортаж! А эти самаритяне - за или против Израиля?
Самаритяне - за Израиль, так как они считают себя единственными настоящими евреями.
Репортаж потрясающий, и фото и рассказ! В этом году тоже хочу поехать, не знаю, привезу ли что-нибудь интересное :) в смысле фотографий конечно. Если честно процедура меня пугает :)
Процедура особенная, я бы так сказала :)
Я в этом году тоже там буду.
Спасибо, очень познавательно... а еще рекомендую всем посмотреть фильм "Новые самаритянке" (есть в Youtube)