Один день из жизни Наалина

В пятницу утром я и isr_max заехали за автозаправку в Модиин Илит и разговорились с одним из ее работников, жителем Наалина. Он, наверное, неплохой парень лет 25, плохо говорящий на иврите, но улыбчивый. 

- А что, на КПП на самом въезде в Наалин, бывает, кого-то не пропускают? - спрашиваем мы.
- Вообще-то евреям туда нельзя, но все и так ездят.

Пару часов мы гуляли по деревне, которая последние несколько лет то и дело мелькает в сводках новостей: ранен офицер МАГАВа, задержаны палестинские камнеметатели, арестованы левые активисты... Весь этот нескончаемый поток информации мы ежедневно слышым по радио, читаем в газетах и смотрим по ТВ. Однако кроме "заборного конфликта", в Наалине есть и другая жизнь - будничная, рутинная, праздничная, в хорошую или плохую погоду, но она продолжается.




Автомобильная тема явно не чужда Наалину. Naalin in my heart - гласит надпись на капоте старого автомобиля с выбитыми стеклами, но заблокированными дверцами.



Несмотря на выходной день (пятинца), улицы деревни практически безлюдны. По сравнению с кипящей жизнью в крупных палестинских городах, здесь кажется, что все вымерло. Кое-где попадающиеся местные жители давно привыкли к визитам израильтян, автоматически принимают их за левых демонстрантов, а оттого достаточно дружелюбны. Все, с кем мы общались, говорили если не на иврите, то на ломаном английском, а как-то раз даже доступно рассказали про внутреннее строение коровьей туши.



В Наалинских трущобах менее симпатично, чем на центральной улице или в районе мечети. На стенах домов расклеены плакаты с фотографиями палестинских подростков, погибших в арабо-израильском конфликте. Разновидностей лиц этих "абу-джихадов" немного, однако они практически на каждом доме.





Сложно пройти по арабской деревне, и не увидеть, как на центральной улице зарезают корову. Народная забава пятничным утром приятно скрашивает досуг жителей Наалина - парни с радостью позируют, демонстративно точат ножи и корчат страшные рожи.











Краса и гордость Наалина - Общественный центр Дворец аль-Хаваджа. Дома, которым около 300 лет, были отреставрированы на деньги шведского благотворительного фонда в 2008 году. Всего в зданиях 72 комнаты, 23 из которых уже полностью готовы. Центр, главным образом, занимается внеклассными занятиями с детьми и тренингами для учителей.





К нам подошел пообщаться директор этого центра, а еще через 10 минут собралась целая пресс-конференция. С Максом нас, как дорогих гостей, затащили в "учительскую" и главный учитель учителей (на фото - стоит)  начал пересказ обязательной программы. Меня усадили в кресло начальника и попросили "задавать ваши вопросы". Через полчаса мы поняли, что если не вырвемся немедленно, то зависнем с этими учителями на весь день, мы попрощались и... продолжили экскурсию по центру.



В центре есть музыкальный класс. Там стоят два фортепиано и развешаны агитплакаты о "зверствах сионистских оккупантов". Видимо, в умах наалинцев логическая связь между музыкой и боевыми действиями сильна.



Что мне по-настоящему понравилось в этом центре, так это вот эта девочка с именем, которое я не смогла не то, что запомнить, даже выговорить. Она с сестрой и родителями живет под крышей одного из комплексных зданий и все время, что мы были там, с видимым удовольствием позировала камерам.





Поднявшись по лестнице, я встретила ее сестру. Пока Макс страдал, выслушивая про важность образования среди молодежи и друге палестинского народа Ясере Арафате, меня позвали в гости под ту самую крышу. На кухне мать семейства давила лимонный сок, сидя на полу. На смеси жестов и арабского она попросила меня ее не фотографировать, так как "она не накрашена и не причесана". Еще никогда так хорошо я не понимала палестинских женщин :)

У сестер есть своя комната, в которой развешены картинки, к приходу гостей (вроде меня) раскатывается ковер, стоит пианино (какие музыкальные жители Наалина) и даже есть компьютер.

- У меня есть Фейсбук! - сообщила мне старшая сестра. На иврите они не говорят, однако ее английского вполне достаточно, чтобы познакомиться и перекинуться общими фразами.

Пока женщины работают, мужчины думают о смысле жизни.



Подобных графити много.
Из интересного, в Наалине есть свой "красный швиль". Красная разметка на домах, кактусах и камнях ведет через оливковую рощу к стене безопасности, строящейся за пределами жилых зон деревни.





Наалин расположен в 17 километрах от Рамаллы и, примерно, в 3 километрах от так называемой "зеленой черты". Согласно Ословским соглашениям, 93,3% площади деревни располагались на территориях класса С. Большинство жителей Наалина заняты в сельском хозяйстве и до начала второй интифады работали в Израиле. На 2006 год в Наалине проживало около 4,750 человек.

Строительство стены безопасности, которая, согласно утверждениям правозащитных групп, лишит Наалин примерно трети территорий, заставило ее жителей на время забывать о выращивании овощей и фруктов, и организовываться в демонстрации и акции протеста, в которых принимают участие международные группы и израильские левые. Эскалация конфликта в Наалине началась в 2008 году, когда около заградительного сооружения был застрелен 10-летний Ахмед Муса и были ранены еще несколько палестинских подростов.

Вы, Инна, настроены крайне непатриотично, и я бы даже сказал враждебно. Все, что Вас интересует - это жизнь врагов и их страдания.В то время, как настоящий израильский журналист должен отражать будени тружеников села (кибуцного) и предприятия (профсоюзного). Так что наше вам патриотическое фи.
А вы, Габи, вообще молчали бы про патриотизм с вашим-то местом жительства.
Касательно фи, у меня в последние дни уже стало доброй традицией приглашать высказывать мне все фи лично, так что скоро вам будет предоставлена такая возможность.
Интересный вопрос, конечно. Учитывая, что Наалин - это самое доброжелательное место среди тех, в которых нам довелось побывать за последнюю неделю. Однако страх - это самое плохое и последнее чувство, которое средует испытывать в арабских, простите, ебенях. В таком случае у вас есть все шансы стать объектом для "пятничных развлечений", а не неким экзотическим забредшим объектом :)

Чем спокойнее и доброжелательнее ты себя ведешь, тем спокойнее относятся к тебе.
Вообще, на Ближнем Востоке, как и в Азии, все подчиняется принципу "если ты идешь здесь с уверенным видом, как-будто так и надо, значит, ты уважаемый человек и тебе здесь надо".
Спасибо. Очень интересно увидеть жизнь палестинцев изнутри.
Спасибо! Мне кажется, что одной из самых больших ошибок, которые совершает наше общество, является отгораживание от существования палестинцев в получасе езды от того же ТА. Я на них не смотрю, не замечаю, а значит, их не существует. В то же время они существуют и причем в такой форме иногда, не увидев которую лично, никогда бы и не догадался.
В отличие от других арабо-официальнонеизраильских населенных пунктов, куда нелегкая занесла нас с Инной в последние пару недель, Наалин (по крайней мере, мне так показалось) отличается какой-то особой угрюмостью. Наверное, потому что аборигенам скучно. Очень скучно. Пожалуй, ничуть не меньше, чем их заморским собратьям, которые забавы ради сожрали Кука.

Но жителям Наалина вряд ли придет в голову закусить залетным странником. С фантазией у них, судя по всему, большие проблемы. А того запаса, что имеется, достаточно разве что на пятничное жонглирование булыжниками у великой наалинской стены. С последующим вдыханием слезоточивого газа. Ну, скажем прямо, не фрион из кондиционера, однако вставляет не хуже.

Пришельцев из-за стены жители Наалина делят на плохих и левых. Первые – просто евреи. А вторые – евреи, но хорошие. Человек в образовательном центре, где нам с Инной показывали пианино и школьные классы, по ходу дела спросил меня, знаю ли я Авнера. Из всех примет этого, видимо, крайне уважаемого гражданина он мог сообщить лишь то, что тот живет в Тель-Авиве. А на замечание, что в Тель-Авиве явно имеется более одного Авнера, ответил: "Авнер – хороший".

Вообще-то Наалин вполне можно было использовать в качестве национального заповедника для демонстрации "убожеств оккупации". При этом самим "оккупантам" совершенно ничего не требуется делать, ибо аборигены виртуозно владеют методами доведения самих себя до убожеского состояния. Законченность композиции под названием дополняют горы мусора, раздолбанные дороги, покосившиеся хижины и удивительно добрые физиономии, при виде которых хочется снять последнюю рубашку и отдать, пока не поздно.

Для полноты картины неплохо было снести пару дворцов, которые тоже имеются в Наалине, и превратить в руины нарядную мечеть. Понятно, что правильнее было бы подмести улицы, отремонтировать дома, заасфальтировать дороги, разогнать наглых кошаков и строго-настрого запретить курам гадить на тротуарах. Но для этого следует приложить усилия, к чему, как нам показалось, местные жители не совершенно готовы. Жизнь, которую они превратили в руины, их, возможно, и не радует. Но иной они себе просто не представляют. Или не хотят представить. Потому что когда жизнь становится политикой, для самой жизни уже места не остается.

Ну и пара картинок.

Добрые, приятные лица


…Останутся наши следы


Девочка с шаром


Спасибо за фееричное и прекрасное дополнение, и вот тебе пруфпик:

еслиб у меня были такие раскошно-кучерявые ковры, яб тоже
"думал о смысле жизни", а на етом холодном тераццо....
Господин архитектор, не эстетствуйте тут :) Соглашайтесь на какие дают :)
А о себе вы им что-нибудь рассказывали, представляли себя им в качестве кого?
фотография убиенной коровы - жуть!
в репортаже про заклание ягнецов предупреждение было слабонервным не смотреть, а тут?
да, как сказанно в первом коменте - непатриотичное фото.
Спасибо! Я рада, что вам понравилось. Увы, зачастую зарубежные СМИ несут страшную пургу про Израиль и палестинцев. Я, например, не могу смотреть новости про здесь, когда приезжаю к домой родителям в Киев.
Я слышал год или два назад, что в Наалине, где тогда ещё не построили забор, активно сдавали жильё нелегалам. Этот экономический фактор стимулировал борьбу жителей деревни против забора.
А где там заправка в Модиин-Илите? я живу совсем рядом, но такую не знаю :-)
В Наалине был с Костей. но чаще езжу в Биилин за продуктами - правда, в последние месяцы это стало сложнее.
Она там глубоко запрятана в одном из районов. Нам очень нужен был бензин, поэтому мы ее нашли :)
Wild West. Замечательный репортаж и не менее замечательные комментарии картинок (обычно комменты валятся на лево или на право и неинтересны). Всегда поражает столь быстрая и резкая смена декораций когда попадаешь в какое-то такое место или просто на штахим. 5 минут от Модиина и... Оп! Интересно понимают ли они, что можно жить по другому и как оно другое выглядит? Надо ли им оно? Говорят ли они об этом?
Почему то вспоминается Кипр. Не туристские зоны у моря, а деревеньки в центральной части: чистые, ухоженные, опрятные, такие какие бывают у работящих крестъян и нормальные хозяев. И ведь у Кипра никаких вообще ресурсов в помине нет, а центре и подавно. Так чем эти Наалинские "sapiens" кривее и хуже тех?
Спасибо за удивительно правильный и адекватный комментарий. Совершенно с вами согласна.
То, как живут палестинцы, зависит исключительно от них самих, а не от административного контроля, будь-то ПА или Израиль. В конце-концов, кто, если не они сами раздалбывают свои дороги, режут коров посреди улицы и выкидывают мусор из окон. Понимают ли они или хотят? Этносу, которому из года в год втирают про то, что он живет так плохо не потому, что сам так живет, а потому, что виноват Израиль, очень сложно выйти из матрицы.
Чем наалинские хуже кипрских? Думаю, уровнем развития самосознания и чувства собственного достоинства (в этой области там просто дичайшие комплексы).
и фортепиано - Беларусь! Супер просто!
Да, как я понял, по пятницам для коровок сущий праздник.