Хеврон: Свято-Троицкий мужской монастырь

Въехав с isr_max в арабскую часть Хеврона, мы сразу же потеряли ориентацию на местности. И если в еврейской его части я отлично ориентируюсь даже ночью, то найти с первого раза Свято-Троицкий монастырь оказалось задачей небанальной.
Первую попытку спросить дорогу мы предприняли на английском, обратившись к человеку, который всем своим видом показывал, что он и на арабском с трудом изъясняться умеет. К нашему удивлению, мужчина бодро затараторил на иностранном, начав грызть:

- Oh, my God, church! Oh, my God! Oh, my God!!! Church!!!

Практикуя свой забытый арабский, дальше мы пытались общаться с населением на арабском и спустя короткое время подъехали к воротам монастыря в окружении толпы местной детворы.




Мамврийский дуб — древнее дерево (возраст около 5 000 лет) в 2 км на юго-восток от Мамре (Хеврон), где, согласно книге Бытия, жил Авраам. Библия сообщает, что "явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного"  (Быт.18:1). В тексте нигде не упоминается дуб, сказано лишь, что Авраам предложил трем ангелам, явившимся ему в образе путников: "отдохните под сим деревом"  (Быт.18:4).



Вот что пишет о дубе том русский  паломник, игумен Даниил  в начале XII века: "Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!"

Надо сказать, что за последний век дела мамврийского дуба значительно ухудшились - дерево искрошилось и окончательно засохло.



Чтобы попасть в Свято-Троицкий мужской монастырь, на территории которого и расположен знаменитый дуб, необходимо подъехать к  большим воротам и позвонить Анвару. Анвар знает пару слов на английском и большой живчик.

- Окей, окей, окей, окей! - затараторил Анвар в телефонную трубку, хотя мы еще не успели и двух слов ему сказать.

Буквально через пару минут по дороге от монастыря к воротам быстро семенил мужчина лет 60-ти. Он сторож монастыря в четвертом поколении и очень гордится столь большим постоянством своей семьи. У него четверо детей и он живет в старой постройке около монастыря.

Это его козы.



А это калитка на территорию непосредственно самого монастыря. Изящная словесность не забыта монахами православного заведения.





Этот прекрасный ненецкий самоед когда-то был украден с территории Израиля арабами, а инок Авраам, проживающий в монастыре, его выкупил и обучил русскому языку. До этого, говорит инок, собака понимала только иврит. Теперь же она - настоящий полиглот.





В монастыре живут четверо монахов и сторож Анвар. Все монастырское хозяйство и быт они поддерживают сами, и содержат монастырь в идеальной чистоте. Сев на его ступени, вы не испачкаете даже белую одежду.



Инок Авраам (в миру Виктор) живет в Свято-Троицком монастыре уже 16 лет. Когда его отправляли с миссией на Святую Землю, по его словам, он был в ужасе: плохой климат, чужбина, арабы, неизвестность. Однако сейчас привык настолько, что даже кратковременная разлука с Хевроном - в тягость.
Недавно Авраам-Виктор на три недели ездил в Москву и просидел все время на даче у дяди. Мол, в город выйти невозможно совершенно - шум, гам, автомобильное движение. А в Хевроне - благодать.



По его словам, арабы особо не докучают. Монахи спокойно гуляют в рясах по Хеврону и иногда ходят через внутренний городской КПП к Пещере Патриархов. У них российские паспорта и автомобили с дипломатическими номерами.



Внутренний ремонт в монастыре был сделан совсем недавно и, в основном, усилиями живущих в нем монахов. Иконы для главного алтаря расписывали монашки из Горненского монастыря. Однако инок Виктор не очень доволен работой и планирует переделать иконостас в классическом "русском стиле".









Лампадки покупали за собственные деньги и привозили из России.





Естественно, этого не могло не произойти. В монастырь с визитом прибыла делегация немцев в сопровождении палестинских полицейских :)



Неверное тело твое.





Щедра русская душа.

















Пираты.



Пока я курсировала между иконами монастыря, а также немного полежала на его священном полу, чтобы сделать предыдущий кадр, с иноком разговаривал, в основном, isr_max, так что, надеюсь, он напишет свои дополнения к посту.



Инок и Инна

Пока Инна охотилась за мощами, немцами,святым духом и прочими храмовыми ништяками, я, действительно, общался с иноком Авраамом. За жизнь монашескую и просто за жизнь. Собеседником он оказался замечательным - ироничным, проницательным и очень образованным. Впрочем, еще каких-то 20 лет назад будущий инок жил в Москве, служил доктором и, как говорится, ни в чем себе не отказывал. Но потом произошло то, что произошло. И вот уже 16 лет отче проживает на Святой Земле, где чувствует себя очень даже хорошо.

Монастырь, как мне поведал инок Авраам,был основан в 1904 году - по случаю рождения цесаревича Алексея. Построили его достаточно быстро - к 1910-му году, но отделка храма была завершена только в 1914-м. А тут мировая война, за ней революция, раскол русской православной церкви и прочие напасти. Словом, освятили монастырь только в 1925-м. И уже "белой" церковью, под патронажем которой сия духовная миссия находилась до 1990-х. Вместе с тем монашеская жизнь в монастыре никогда не прерывалась. Продолжается она и сейчас, хотя денег не хватает и задуманные реставрационные работы откладываются из-за отсутствия спонсоров.

Сама церковь и большинство монастырских построек сохранились в первозданном виде со времени основания. Ремонт был проведен в 2000 году, перед приездом Алексия II. Однако иконостас остался таким же, каким его оформили монашки Горненского монастыря в 1920-е годы. Большинство церковной утвари тоже аутентично, хотя появились новые лампадки, которые привозят из России друзья инока Авраама и немногочисленные паломники.

+
В воздухе на фотках ощущается жарень.

Русские иконы порадовали.
знал, что где-то рядом есть этот моно - стырь. Но никак не получалось попасть туда. А это недалеко от Меары? И еще, у инока есть пелефон? У нас в иркутске есть очень классных православный художник. Он недавно закончил расписывать там огромный храм. Свели бы. И коленька бы к нам приехал, и хевронскому монастырю польза. Диск с Колиными росписями у нас дома есть.
Это далеко от Меары, в принципе. С другой стороны Хеврона. Пелефон, уверена, есть, однако у меня нет номера :)
В принципе, его несложно узнать, если позвонить напрямую в монастырь.
Я, когда скоро буду там еще раз, узнаю номер и заинтересованность в Коле. А вы, если хотите, можете при случае диск сами завести сразу же. И заодно посмотрите на достопримечательность :)
Монахи спокойно гуляют в рясах по Хеврону и иногда ходят через внутренний городской КПП к Пещере Патриархов. У них российские паспорта и автомобили с дипломатическими номерами.
Ещё бы... С такими "данными" можно ничего не бояться. :)
прошу прощения за уточнение
У Анвара 12 сыновей по его словам (мы беседовали с ним пару раз), а "дочерей я даже не считаю" - сказал он, это жен у него 4 - это было пару лет назад, теперь наверное анварское население выросло
Re: прошу прощения за уточнение
Мне он сказал примерно то же самое, добавив, что вообще не помнит, как его детей зовут, мол, их так много, так много.
оч интересно..правда, церковь (?) изнутри выглядит немного аляповатой..цвета