Знаменитое хевронское стекло и керамика: как это делается?

Недавно я и isr_max посетили фабрику, на которой производится знаменитое хевронское стекло и керамика, которыми заставлены полки всех арабских базаров Израиля. Также большую часть продукции фабрика экспортирует за рубеж.

В относительно небольшом помещении (как для такого объема продукции) расположилось несколько цехов-отсеков: стеклодувный, росписи керамических изделий и мастерские, где тарелки, чашки, колокольчики и т.д. отливаются в формах. Там же рядом стоят печи, в которых раскрашенная посуда, после глазирования, обжигается и приобретает законченный вид.

Сотрудники фабрики - практически все друг другу родственники. На стенах висят фотографии прапрадеда сегодняшнего стеклодува, который открыл небольшой цех, со временем превратившийся в крупнейшее арабское производство Хеврона.





Удивительно, насколько доброжелательно нас встретили. Увидев двух лиц явно не арабской наружности, а совсем даже наоборот, да еще и с камерами, работники фабрики вначале засмущались, но быстро привыкли и даже начали выдувать бокалы и вазочки под удобным для съемки углом. Тем не менее, подобная открытость и владение английским большинством работников, не так уж и странно: им часто приходится общаться с иностранцами, торговать с Израилем, несколько раз в неделю бывать в Тель-Авиве (с разрешением), так что к посетителям, и тем более, евреям, они вполне привычны. А из-за того, что их бизнес держится, в основном, на продажах в Израиле, еще и достаточно доброжелательны. В общем, зачетнейшие ребята.



Из печи, температура в которой достигает 1400 градусов, специальной длинной полой трубкой достают стекло, которое, будучи вязким, наматывается на ее кончик, как сладкая вата. Затем сгустку шипцами придают первоначальную форму и понемногу начинают выдувать, постоянно корректируя форму. Весь процесс изготовления одного предмета занимает пару минут в опытных руках (и легких) стеклодув. Брак, хоть и есть, но его немного.







После выдува вазы или бокала, его ставят "охлаждаться" в печь, температура в которой значительно ниже  - всего лишь каких-то 400 градусов. Там стекло немного остывает, а затем окончательно охлаждается. Всего этот процесс занимает около двух суток.





Это Имад - потомственный стеклодув. На этой фабрике работало несколько поколений его родственников. Когда я подошла к нему, он развернулся на стуле и начал показывать, как делать бокал.





- Давай я сделаю тебе лебедя,  - говорит Имад, "зачерпывая" трубкой порцию стекла. Какие-то молниеносные движения руками, и вот на конце трубки появилась тушка птицы, голова, хвост, потом взмах трубкой, и у лебедя выросла шея.



- Иди сюда, сейчас мы сделаем с тобой вазочку, - говорит Имад. Я все еще пытаюсь проследить судьбу своего лебедя, чтобы он не сгинул в печи или ящике со стеклобраком. В руки мне его взять, конечно, не разрешили, хотя я и пыталась. Подумать страшно, что было бы с моими руками, прикоснись я к стеклу, которое только что вышло из печи. Хотя затвердевает оно очень быстро.

- Держи трубку двумя руками так. И дуй. Сильно дуй. Еще сильнее.
Я, в общем, дую. На втором конце появляется огромный стеклянный пузырь типа мыльного. "Вазочка" постепенно начинает становится похожей наже не на пузырь (что, в принципе, уже является неплохой формой), а каким-то бесформенным, неровным, дрожащим облаком. С горлышком где-то сбоку. Такой себе деконструктивизм.

Еще интересно, как стеклянный, хрупкий предмет откалывается от трубки. Пока еще стекло не окончательно остыло, на границе его прилегания к металлической трубке Имад делает линию проколов - как прокалывают слоеный корж перед выпечкой. А затем легонько ударяет по трубке, и моя "вызочка" аккуратно и ровно отделяется от трубки.



Где-то в момент выдувания вазочки, я совершенно забыла об арабо-израильском конфликте, далеко нестерильной трубке, фотоаппарате и впала в совершенно неописуемый, классический женский восторг. Поняв, что без вазочки и лебедя я из Хеврона не уеду, я уже приготовилась разбивать палатку на улице и терпеливо ждать завершения процесса охлаждения или что там еще нужно стеклянному производству.
Пока я думала эту экстремальную мысль, мы перешли в цех, где расписывают керамическую посуду и прочие декоративные штуки. Все эти предметы мы ни раз видели в Иерусалиме на арабском рынке и прочих базарах страны. Собственно, редкий турист уезжает из Иерусалима, не купив чашку или тарелку, или бокалы под брендом "хевронское стекло и керамика".



На часть тарелок загодя трафаретом наносят часть рисунка - линии, сетки, цветы и т.д. На части тарелок линии рисуются на специальной машине. Однако большинство рисунков, в особенности, на выпуклых и впуклых поверхностях, исполняются вручную. И тем более, в ручную же раскрашиваются.



Тарелкописцами на фабрике работают несколько человек и все они успевают в день производить невероятное количество изделий. При этом, им не надоедает.



Здесь меня моментально усаживают на свободное место перед рядом баночек с кисточками, выдают эксперементальную тарелку и с интересом смотрят, что я буду делать.



Этот не лишенный обаяния молодой человек, закончил Хевронский университет (в университете этом мы побывали, впечатлениями поделимся позже) и не просто университет, а факультет менеджмента и управления. Вот такой образованный парень, похожий внешне на выпускника Полтавского медицинского универа, расписывает тарелки, которые потом продаются на арабском базаре.





Краски в баночках - непривычно жидкие. После глазирования и обжига, все они меняют цвет до неузнаваемости. "Сырая" расписанная тарелка выглядит тускло и некрасиво. Однако спустя буквально пару дней она перевоплощается - популярная кобальтовая и другие краски становятся яркими и насыщенными, а матовая керамика - глянцевой и ярко-белой.



На такой вращающейся подставке удобно рисовать линии.



На фабрике также работает большой магазин, в котором можно купить все линейки продукции. Цены - примерно в два-полтора раза ниже, чем на рынках Израиля. Колокольчики стоят 7 шекелей, большие тарелки, супницы, подносы - 20-35.



Но самое прекрасное и важное, это не это. Самое невероятное, это то, что я получила своего лебедя и собственноручно расписанную тарелку. Как? Конечно, я не караулила два дня под дверьми фабрики. Мы обменялись с Имадом телефонами и он пообещал, что ровно через два дня мои сувениры будут у меня в Тель-Авиве. С чувством тоски и грусти я покидала фабрику, мысленно прощаясь со своей тарелкой и птицей, максимум, планируя наведаться туда снова через пару дней, однако на практике этот план был практически неосуществим. - Ну, выкинут они мое творчество в мусор, и забудут. Тяжела моя женская доля... Примерно так я думала следующие два дня.

- Инна, привет, это Имад, - сказал мне в телефонную трубку через два дня мужской голос. Я уже в Иерусалиме, сейчас выезжаю в Тель-Авив и где-то через полтора часа буду около тебя, говори адрес, куда к тебе подъехать.

Ровно через полтора часа мы сидели с Имадом на диване в лобби отеля Dan Panorama и он, с восторженными глазами, разворачивал из арабских газет мои поделки. Вначале я косилась по сторонам - зрелище для респектабельного отеля, в общем, не очень привычное - а потом забила.

Имад привез мне мою тарелку, причем покрытую двойным слоем глазури и тщательно отшлифованную, лебедя и подарок в виде совершенно прекрасной вазы-рыбы для одного цветка.



Конечно, я допускаю, что добряк Имад мог навешать мне на уши лапшу, однако та радость, с которой он дарил мне вазу и рассказывал, как он обжигал тарелку и как старался, чтобы мне понравилось, и как пытался выгравировать на лебеде мое имя, но у него не получилось, говорили об обратном.

По его словам, он специально приехал в Тель-Авив из Хеврона, чтобы привезти мне все эти вещи, потому что "ну я же тебе пообещал!". Из Хеврона он направился в Вифлеем, оттуда - в Иерусалим, там он оставил машину и в Тель-Авив ехал на маршрутке. А потом ко мне на такси. Всего дорога заняла более 4 часов.

Я с большим трудом всучила ему шоколадку и какие-то деньги, чтобы хотя бы компенсировать его расходы на дорогу - мы пререкались минут 10. На прощание Имад сказал непререкаемую истину о том, что новые друзья - намного важнее и дороже времени и денег и пригласил приезжать в гости на фабрику в любое время дня и ночи.

П.С. заранее для любопытствующих: нет, он не предлагал мне подняться в номера.



Рыыыыыыба!



Моя новая работа.



В общем, я в восторге. Скоро собираюсь туда опять, осваивать новые графические элементы, теперь у меня уже есть опыт :)


несказанно интересно!!!!!
только одна просьба: БЕРЕГИ красотищу эту от Габички!!!!
я же помню как он неровно дышит к красивой керамике и стеклу)))
От Габика красоту пришлось сразу спрятать(( Достав, только чтобы сфотографировать. :)
Если он разобьет и это, я его придушу, ей-богу :))
Класс!!!
Ты не спращивала, это они на Иерусалимской ярмарке печь ставили и выдували на глазах у публики?
Не знаю, не спрашивала. Но если принципиально, это легко выяснить :)
Спасибо! :)
Жила к труду привычная, девчоночка фабричная
Инна явно поскромничала и утаила некоторые важные детали нашего проникновения на фабрику. Поэтому я добавлю отдельные любопытные (на мой взгляд хотя бы) детали.

1. Дорогу к фабрике нам указал старичок, которого мы встретили, оглядывая местную мечеть. Одет он был в галабию и шлепанцы а ля-Хаттабыч. Голову его венчала белая шапочка, издали напоминающая сванскую. Старичок бегло говорил по-английски и с удовольствием показал местонахождение стекольного производство, которое, как вскоре выяснилось ему вовсе не чужое.


По той причине, что он его полный владелец и старший в династии хевронских стеклодувов. Весь же трудовой коллектив - его дети, внуки, племянники и прочие родственники.


Старичок, кстати, очень одобрительно отнесся к упражнениям Инны изящным искусством, хотя арабо-семейная традиция и исключает участие женщин в стекольно-керамическом бизнесе.


2. Кстати, о семье. Пока Инна красила свою тарелку и выдувала шары с Имадом, прочие мужики интимно интересовались, кем мне доводится данная прелестная особа - женой, сестрой, дочерью или чужой. Так как других вариантов не предлагалось, я сильно задумался, какой из предложенных следует признать правильным, дабы не обидеть ни одну из заинтересованных сторон. Видимо, раздумье затянулось, поэтому один из стеклодувов сказал: "У нас тут женихов очень много". Инне я об этом говорить не стал из ревности, но теперь, как честный человек, обязан сообщить: на хевронской фабрике при случае можно не только профессию сменить, но и (не дай, Бог!) семейное положение.


Вот так примерно предлагают руку. Как сердце - не знаю

3. На фабрике, судя по развешенным фотографиям, побывало немало замечательных и известных мужчин. Например, президент Картер, премьер-министр Бегин, король Абдалла и еще какие-то крупняки. Но никаких первых или железных леди там не было. Так что первой леди была признана сами понимаете кто


4. А если серьезно, то фабрика - вполне достойное место для посещения. Я думаю, что надо будет туда еще раз непременно съедить. А если кто пожелает, то мы прихватим. Кстати, девчонки, это и ваш шанс!
Re: Жила к труду привычная, девчоночка фабричная
Маркетинг рулит.
Финикийцев вроде еще никто не запрягал. Сразу видно - образованные люди!
Количество мест на следующую экскурсию будет ограничено!)
Очень все симпатично получилось, особенно вазочка-рыбка, просто шедевр!!!
Надеюсь, ты поняла, что рыбку делала не я :) Мне до такой рыбки пару лет учиться надо :)
Инна, спасибо вам огромное за замечательный пост. Я чуть не прослезилась:))) Я очень люблю традиционный дизайн и все время молча тихонько надеюсь, что красота и мастерство древних традиций разных народов может добавить хоть каплю...симпатии?...уважения?...не знаю, ну хоть какого-то позитива на фоне напряга и враждебности...Но надеюсь, как уже сказала молча, фактически и не надеюсь, а так, фантазирую:))). Потому что взрослый и вполне себе реалистичный чел:)))
Я очень хотела бы, чтобы ваш пост появился в моем сообществе discoverydesign и могу ли я попросить вас разместить его там полностью и от вашего имени? Я вам буду очень признательна:)))
Юлия, спасибо большое за комментарий :)
Я с радостью вступила в ваше сообщество (оно просто прекрасно! :) и перепостила туда текст.
Искусство - вообще вещь позитивная и успокаивающая. Даже во время военных действий :)
Красота!!!
Просто море пазитива!
Ты молодец и Имад тоже!
:)))

Бог даст и один день между нашими народами будет такой мир :))
МОлодца!!!
Добрый день,
Могу ли я воспользоваться одной фоткой из вашего поста (с указанием вашего имени/ника)?
Настоящие выдуватели стекла! Таких теперь почти не встретишь! Как бы мне выпросить у вас и эти контакты тоже?