Бейт-Сахур и церковь Ангелов: Антонию Барлуцци, пастырь пастушков

Некоторые высказывают мнение, что до прихода в наши палестины архитектора Антонио Барлуцци, на территории Израиля и церквей-то красивых не было, а было одно сплошное безобразие. С этим можно спорить, однако "послужной список" локаций творений знаменитого зодчего внушает: Элеонская гора, Виа Долороза, католический придел Храма Гроба Господня, Иерусалим, Иерихон, Хайфа, Вифлеем, Эйн-Карем, Вифания, Бейт-Сахур и многие другие.
Интересно было бы сделать серию со всеми работами Барлуцци на Святой Земле, но пока что остановимся на одной из самых, на мой взгляд, прекрасных - церкви Пастушков в Бейт-Сахуре.

Бейт-Сахур - пригород Вифлеема, практически слившийся с городом. Деревня эта знаменита с новозаветных времен, так как, согласно традиции, именно здесь пасли пастухи свои отары (Бейт-Сахур - поле пастушков), когда к троим из них явились ангелы, возвестившие миру о рождении Иисуса Христа неподалеку. Таким образом, бейт-сахуровские пастухи первыми услышали новость о рождении христианского мессии, а за местом закрепилось название "Поле пастырей" или "Поле пастушков", если говорить более ласково.

В самом Бейт-Сахуре найти творение Барлуцци проще простого, но только не для тех, кто ищет специально его. С Максом мы прежде намотали кругов пять, осмотрели все остальные церкви и монастыри, потом подобрали несчастную одиноко шагавшую на работу (или еще куда) арабскую девушку, которая вывела нас ровно на ту точку, с которой мы начали осмотр Бейт-Сахура. За поворотом нас ждал Барлуцци.
Территория, на которой расположена подземная церковь-пещера, в которой укрывались от переменчивого климата пастушки, новое здание Барлуцци, а также археологические раскопки византийских построек и парк, занимают достаточно большую площадь, а с небольшой оборудованной панорамы открывается роскошный вид на закат и Иерусалим.




Территория "поля пастушков", как это обычно бывает, поделена между католиками и православными. Последние владеют пещерой-криптой, вторые - участком, принадлежащим Ордену францисканцев, на котором Барлуцци в 1953 году начал строить церковь Ангелов. Ровно через год, в канун Рождества, храм был освящен.



Церковь Ангелов Барлуцци построил в своей классической историко-богословской концепции: на цельном скальном плато архитектор развернул типичный шатер древних пастухов-кочевников. Храм имеет форму десятигранника, что неким образом перекликается с барлуццианским же восьмигранником церкви Нагорной Проповеди на горе Блаженств около Кинерета. В христианской традиции число десять служит напоминанием о церковной десятине и приношении Богу десятой доли от каждого стада и каждого урожая, восемь - число заповедей о Блаженствах.
Высокий купол церкви Ангелов также разделен на десять секторов.

















Вход в церковь украшают массивные, чеканные медные ворота. Внутреннее пространство храма характеризуют обилие света и пастельных тонов, игра солнечных лучей, проникающих через купольные витражи и три красивых фрески, расположенные над каждым из трех церковных алтарей. Автор фресок - художник Умберто Нони, тот самый, который еще будучи студентом Академии изящных искусств в Риме, был впервые приглашен Барлуцци в 1923 году помогать в изготовлении мозаик для Базилики Преображения на горе Фавор.

На фресках изображены три эпизода из жизни вифлеемских пастухов: явление Ангелов, возвещающих Рождество Спасителя; поклонение Младенцу и Его Матери в Вифлеемской пещере и возвращение радостных пастырей к своим овцам.







 

Нехорошо, должно быть, употреблять характеристики такого рода, но крест выглядит невероятно современно и стильно.







Вифлеем и его окрестности занимают особое место во внутрипалестинском рейтинге туристических достопримечательностей. Пожалуй, можно сказать, первое место. Старый город Вифлеема и Бейт-Сахур - места, в которые первым делом везут христианских паломников со всего мира после Иерусалима. Посему в последнее время и денег на их реставрацию и поддержание чистоты выделяется, в общем-то, достаточно. Сейчас, например, идут активные работы по приведению в порядок раскопок около церкви Ангела Барлуцци. Расположенные на общей с ней территории, раскопки 4-6 веков нуждаются сегодня не только в раскапывании, но и элементарных навесах, табличках, указателях и т.д.



При нас несколько рабочих усердно таскали туда-сюда жестяные листы-навесы, умудряясь параллельно еще и корчить рожицы в объективы.





Невероятно жаль, что раскопками занимается не Израиль. Так как займись этим наши археологи сегодня, через год там было бы что-то невероятное. Пока что же откопана подземная крипта, несколько секторов пещеры, небольшой амфитеатр, маслодавильни.
Древняя мозаика хоть и является простейшей из возможных, уже хотя бы своими годами производства заслужила почет и уважение. Конечно же, ее никто там не перекладывал и не консервировал.



Часть меловой пещеры.





Перекур. Святое дело - поваляться на фоне иерусалимского Гило. Если подойти ближе к краю панорамы, виден забор безопасности, разделивший Вифлеем и Иерусалим. В этом месте - это не бетонная стена, а невысокий сетчатый забор, оснащенный нанотехнологиями.



*Антонио Барлуцци родился 26 сентября 1884 года в Риме в многодетной семье, связанной потомственными узами со службой в Ватикане. По окончании Инженерной школы Римского Университета он, вместе со своим братом Джулио, был приглашен в 1912 году на работу в Иерусалим  для проектирования Итальянского госпиталя. С началом Первой мировой войны военный инженер, лейтенант Антонио Барлуцци, возвращается в Италию. В октябре 1917  года он в составе итальянского корпуса британской армии возвращается в Иерусалим. Глава францисканской Кустодии Святой земли отец Фердинандо Дио Таллеви, предлагает возвести новую церковь Преображения Господня на горе Фавор (Тавор). С учетом перерывов, вызванными мировыми войнами, Барлуцци прожил в Израиле 33 года. Здесь он проектирует для францисканцев, Итальянского миссионерского общества, армяно- и грекокатолических церквей. В 1958 году Антонио Барлуцци переносит инфаркт и уезжает в Рим, где умирает 14 декабря 1960 года.



Эта церковь - настоящий шедевр.
По православной версии пещера находилась южнее. Это достаточно далеко, минут 5 езды.
5 минут езды - безумно далеко :)
Я не повесила картинку, но церковь, оборудованная в пещере около Барлуцци, процветает. Туда умудрились уместить десяток рядов стульев, алтарь, лампадки и т.д.
Жосткий модерн. Мне почему-то колокола без колокольни особенно понравились.
А у меня бараний фонтан вышел в другой тональности


Зато крестик возбудил не меньше)


Но на самом деле это одно из тех мест, куда хочется вернуться.
У тебя все такое плаааааавное :)
Вернуться не мешает ничто! :)
Интересно там
И когда уже туда можно будет съездить не запасаясь вторым паспортом?
P.S. Раза три читал слово "резьбленые". Все какая-та неприличность чудилась :)
звезда на воротах мне напомнило что-то из СССР.
Этот вид с тыльной стороны


А на последующих картинках дается некоторое представление о том, как непросто рождался сей репортаж




в арабских/турецких банях в купола бутылки вставлют, но не в таком количестве, дуршлааааг какой-то:)
как всегда, интересно, хоть и много букафф:) мне фото с книгой понравилось.
А заповедей блаженства не 8, а 9.
На удивление, приглашающий во внутрь, храм.
Израильские археологи не могут копать на "шетах А.
Я бы уменьшил фотки, потому что так енудобно