Эль-Хадр: Георгий Победоносец и его житие

Монастырь св. Георгия Победоносца находится в деревне Эль-Хадр, что в переводе с арабского означает "зеленый". Считается, что это было прозвище персонажа-аналога Св.Георгия в исламе, друга Пророка Мухаммада. Сегодня Эль-Хадр практически слился с Вифлеемом и его западным пригородом деревней Бейт-Джаллой, а монастырь до сих пор его главная достопримечательность.

Судьба святого была трагична и запутана, даже с местом его рождения не все ясно. Сохранившиеся жития св. Георгия Победоносца противоречивы. По одной из версий он был родом из Каппадокии и двоюродным братом Нино Каппадокийской, просветительницы Грузии. По другим - он родился в Палестине в г. Лидде (Лод), при чем отец его был родом из Каппадокии, а мать местной палестинской христианской из богатой семьи, владевшей землями к юго-западу от Вифлеема. Также некоторые пишут, что его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину.




Будущий святой поступил на военную службу к императору Диоклетиану и чуть было не достиг высокого военного положения, когда начались гонения на христиан. Его, как активиста и апологета религии, арестовали и стали пытать.
Вот краткий перечень пыток святого. Кому не интересно, можете пролистать.

   1. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень
   2. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счел его мертвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
   3. Затем его бросили в яму, где была негашеная известь, но и это не повредило святому.
   4. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
   5. Его заставили бежать в раскаленных докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
   6. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцеленным.
   7. На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство. (Сабин Баринг-Гоулд. Мифы и легенды Средневековья. М., 2009. С. 152—178)



Вики приводит также занимательную цитату из описаний чудесный деяний святого.

"В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, еще раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: "Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: "Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?" При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме."



Считается, что похоронен св.георгий Победоносец в Лидде (современный Лод). Христиане со всего мира устраивают туда настоящие паломничества. Хоть с чем-то Лоду повезло.



Ну, я думаю, хватит истории. Кто захочет подробнее - гугл и библиотеки выдают невероятное количество информации о, пожалуй, самом популярном у арабов-христиан святом.
Мне же не менее, а то и более, интересны этнографические подробности места. Около монастыря сегодня находится центральная в деревне мечеть и школа для девочек. Монастырскими воротами заведует молодая супружеская пара, которая эти самые ворота очень круто автоматизировала (об этом ниже).
Положение в монастыре, видимо, совсем "бедственное", но это был первый монастырь в Израиле, в котором откровенно вымогали деньги за вход, за фотосъемку, за подъем на крышу, чуть ли не за вдох и выдох. При том, что я всегда в подобных монастырях оставляю какое-то пожертвование, подобное было откровенно неприятным и не очень понятным.



Тем не менее, монастырь, отстроенный уже в 18 веке и приобретший свои финальные черты в 19, прекрасен, в особенности, панорамой с крыши. Оттуда виден Иерусалим, окрестные холмы, стадион и просто очень красиво. Также на территории греко-ортодоксального монастыря сохранились древние колонны.





Если есть в подобных местах что-то, что я откровенно ненавижу, это что-то изображено на снимке ниже. Вентиляторы следует запретить как класс. Ввести эмбарго. Ничто так не уродует монастыри как эти штуковины, а стоят они везде. Что самое удивительное, ни разу не видела я их включенными.



Ванночка для крещения младенцев. Говорят, что поскольку место не лишено святости не только для христиан, но и для мусульман, своих младенцев окунать сюда приносят и потомки Измаила.







Раньше, в еще византийской церкви, здесь хранилось колесо для пыток и цепи, в которые был закован Святой. После разрушения византийской церкви в седьмом веке большая часть имущества пропала, так что нынче в монастыре демонстрируют только цепь.
Ранее считалось что цепи эти способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. Для изгнания бесов и достижения исцеления больного приковывали цепью св. Георгия к одной из колонн церкви и оставляли его на ночь одного, заперев все входы. (По другой версии больных привязывали этими цепями к кроватям в монастырской больнице). Утром больной оказывался полностью исцеленным. Даже страшно подумать, что происходило с человеком той ночью. Надеюсь, оно того стоило.

Сегодня цепь, представляющая собой замкнутую систему, висит на неприметном крюке, но относятся к ней с почитанием и уважением. Например, ее нельзя просто так снять с крюка, подержать в руках и повесить обратно. Единожды прикоснувшись к святыне, после необходимо совершить определенный ритуал, а именно: своеобразную подкову надеть на шею, затем, как обруч, как бы пропустить через нее тело, опустить вниз к ногам, перешагнуть, взять в руки и поцеловать трижды. Местная арабка-смотрительница монастыря продемонстрировала мне этот процесс - впечатляет.











За небольшое вознаграждение нам разрешили ударить в колокол. То есть вначале разрешили, а потом выяснилось, что развлечение было платным :) Но это мелочь по сравнению с полученным кайфом. Мы с isr_max устроили нешуточный перезвон - на звоннице установлены колокола разных размеров, а значит, и разного звучания. Мои барабанные перепонки были в восторге. Думаю, вся деревня тоже радовалась.





Напоминает ракету, неправда ли?





Сильная половина семьи-сторожей.



А вот и уникальная система и местный патент. При нажатии на ручку срабатывает механизм, какие-то шестеренки, противовесы, весы и т.д., в итоге натягивается канат, тянущийся от ворот через балкон непосредственно в окно дома семьи. Там слышат звонок и спускаются открывать дверь гостям. По-моему, это прекрасно.



Upd: А вот еще прекрасное дополнение от Миши Короля: http://newsru.co.il/press/25dec2005/alhader.html
А есть ещё снимки колокола (видно, что кириллица, но не пойму, какой завод)?
Репортаж замечательный (ну как всегда у тебя)
А с постоянными требованиями денег и в правду хамство. Не встречал такого пока.
Тов, похоже, я оклеветала монастырь :) Скорее это было чрезмерное "заглядывание в руки", мол, "мы тут такие бедные-бедные, а вы наша единственная радость, дайте еще, пожалуйста". То есть никто нам прайс не выставлял, конечно. Но ощущение было не очень приятное.
При наличии прайса на отпевание, который существует в Украине, небольшой взнос за "игру на колоколах" вполне нормален
Мне не жалко денег - я всегда готова оставить пожертвование в таких местах.
Но здесь нам просто смотрели в руки, что странно для подобных монастырей.
не сдержалась, извини... НО- евреям, вообще-то, запрещено посещать места христианства, как и другой аводы-зары... Я даже в Союзе это знала, и просто не могда преступить двор христианских церквей... Это так, информация к размышлению.
Этот вопрос я задавала нескольким раввинам, в каких случаях евреям да, можно, посещать церкви.
Ответ был: в случае учебы и работы, без цели поклонения. Монастыри Иудейской пустыни (и другие в Израиле) напрямую связаны с моей учебой и работой.

Edited at 2011-01-23 09:35 am (UTC)
шикарно. снимки такие-такущие. читаешь текст становится еще лучше эх
Спасибо :)
Жаль, что эти места практически недоступны для израильтяню
Колокола, кажется, Самгина. Не могу найти пока своих фоток. Было ж время, когда заезжали туды прямо с 60-й дороги! Зато храню дивный матерьяльчик по теории вопроса - http://newsru.co.il/press/25dec2005/alhader.html
Надо посмотреть на мои - у меня этих колоколов много, но получились они просто не очень. Там можно клеймо разглядеть.
А материальчик действительно дивный, спасибо, повесила его в апдейте.
Похоже, вы попали в немилость местных сторожей. Я там был много раз. Как правило денег ни кто кроме детей не просит.

Странно, что они даже не обьяснили вам про артифакты. Место почитается как у хрестиан, так и у мусульман. Раньше там была псих-лечебница. Народ верит что цепи и ключ избовляют от псехических недугов. Ключ кладут малышам под язык, чтоб те заговорили. Кроме этого, там типо чудоейственное масло.

Монах живощий в монастыре давно и тяжело болеет, я его ни разу не видел.
Про под язык не объяснили. А про психбольных - так я об этом написала. Ты абзац про цепь и демонстрацию силы ее действия не заметил? :)

П.С.: наверное, я неясно выразилась. По-моему, мы впали в чрезмерную милость сторожей. Нас везде поводили, разрешили все, что мы хотели, рассказали и т.д. Но просто... как тебе сказать, этот элемент "заглядывания в руки", мол, мы тут такие бедные-бедные, уж слишком бросался в глаза по сравнению с другими монастырями, в которых довелось побывать, а довелось в немалом количестве.

Edited at 2011-01-23 09:40 am (UTC)
спасибо, это, как всегда, очень интересно:))))
Просто VIP тур. Даже в колокол позвонить дали. А службу провести не предлагали?:-)
Не могла удержаться, чтобы не оставить комментарий к вашему посту.
Мне он очень понравился. Красивый храм, особенно то, что все фрески выполнены на голубом фоне. О житии сввм. Георгия я бы рекомендовала читать все-таки канонические издания.
Вот сайт монастыря, посвященному Георгию: http://st-yurievo.ru/hramy_monastyrya/k_yubileyu_georgievskogo_sobora
И насчет Троицы - Христианская Троица не отвергает Единого Бога.
Ух, аж дух захватывает. А если читать пост на фоне колокольного перезвона, скажем вот этого, то эффект колоссальный.
Кстати, не знаешь, есть ли в Израиле места где можно послушать колокола ?
И еще вопрос, если Святой Георгий (Георгий-Победоносец) – в мусульманской версии, Аль-Хадр; буквально "Зеленый", то почему он изображается всегда синим или красным ?
Послушать колокола в Израиле проще всего в Иерусалиме, в Старом городе. Проводятся ли какие-то специальные подобные музыкльные мероприятия я, если честно, не знаю. В европейских странах есть фестивали колокольные, есть ли они в Израиле - не знаю, надо поискать.

Касательно Георгия Победоносца, в суфийском исламе зеленый - цвет рая (привет зеленому знамени ислама), а Георгия изображают часто с красным щитом или в плаще цвета киновари в русской православной традиции.

Пытаюсь вам среди своих фотографий найти какого-нибудь Победоносца местного, не попадается. Держите пока что его коня в приятной зеленой рамке из арабской христианской деревни Абуд: