הר הבית בידינו

Храмовая гора, в первый же момент своей инициации, обеспечила евреям, а затем  христианам и мусульманам, проблемы на долгие тысячелетия вперед. За последние пару тысяч лет чего только не происходило  и чего только не было на этой иерусалимской вершине.

В ТАНАХе она известна как Ар Мория, арабы называют ее Аль-харам аль-кудс аш-шариф. В настоящий момент на Храмовой горе расположены два главных объекта - Купол над Скалой (Куббат ас-Сахра) и мечеть аль-Акса.
В основании Купола над скалой лежит священный камень. Иудейская версия событий говорит, что именно на нем Авраам приносил в жертву Исаака. Мусульманская - именно с этого Мухаммад совершил мирадж - вознесение из Иерусалима на небеса. В Иерусалим же из Мекки Мухаммад прилетел верхом на бураке (чаще всего его изображают в виде лошади с головой человека). Христиане также считают себя причастными к Храмовой горе, так как она упоминается в Библии в контексте деяний царя Давида.




Если вдаваться в подробности, то можно написать не одну докторскую, так что здесь мы попытаемся вкратце обозначить основные вехи событий, происходивших на Храмовой горе.

- в 950 году до н.э. царь Соломон строит на горе Мория Первых Храм, ставший в то время центром всего еврейства. В 586 году до.н.э. Храм был разрушен Навуходоносором во время вавилонского завоевания.
- в 538  году до н.э. персидский царь Кир Великий издает указ, разрешающий евреям вернуться из изгнания и построить новый Храм. В 516 году до н.э. под художественным руководством стройки Зерубавеля, возводится Второй Храм. В 19-20 году н.э. царь Ирод, недовольный не гармонирующим с окрестной роскошью экстерьером Храма, приказывает его реконструировать, перестроить, расширить и улучшить. Для этих целей территория вершины Храмовой горы расширяется при помощи насыпи, а сам Храм полностью перестраивается, к храмовому комплексу добавляются дворцы, площади и подземные ходы. Стройка была грандиозной и была полностью завершена лишь за пару лет до разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н.э. во время римского завоевания.
- Долгое время территория Храмовой горы находилась в запустении, пока Адриан в 130 году не повелел построить на вершине горы святилище, посвященное Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых - установить конная статую имени самого себя.
- В 637 году н.э. халиф Умар занимает Иерусалим и первым же делом отдает приказ о строительстве на Храмовой горе мечети Умара (которую иногда ошибочно принимают за ныне позолоченный Купол над Скалой).
- Однако нынешний вид Храмовая гора начинает принимать лишь во время правления Абд аль-Малика, умайядского халифа), который в 691 году строит на Храмовой горе Купод над Скалой - одну из жемчужин умайядской архитектуры. Вскоре, правда, ее разрушило землетрясение, но предприимчивые завоеватели быстро все реставрировали и "стало еще лучше, чем было прежде".
- В 693 году халиф, будучи неравнодушным в архитектуре, основывает еще одну знаменитую сегодня мечеть - аль-Аксу, перестраивая скромную мечеть Умара. В будущем аль-Акса неоднократно перестраивалась и улучшалась, однако даже в момент ее строительства все признавали ее удивительную красоту и современность.
- В 1099 году в Иерусалиме появляются крестоносцы и переоборудуют Купол над Скалой в церковь, так называемую Templum Domini, а над священным для иудеев и мусульман камнем воздвигают алтарь. Интересен тот факт, что в будущем этот христианский храм стал прототипом и моделью для церковного строительства в Европе. Также он появляется на многих картинах классиков. Самым известным явлением христианского Templum Domini стала картина Рафаэля Spozalizio. Здесь - большая.
- Мрамором и мозаикой Купол Над скалой был украшен уже в 1187 году, во время правления Саладина. С тех времен мусульманское присутствие на Храмовой горе не прекращалось. 
- В 1967 году, в ходе Шестидневной войны Израиля против ряда арабский стран (а точнее, ровно наоборот), Храмовая гора была освобождена израильской армией, на ней был поднят израильский флаг и прочитана "Шма", Шломо Горен поднялся на Храмовую гору со свитком Торы и шофаром. Однако радость длилась недолго, и вскоре территория Храмовой горы была добровольно передана Моше Даяном управлению Вакуфов, и руководить происходящими там событиями вновь начали мусульмане.



Сегодня на территории Храмовой горы мусульмане проводят групповые занятия Кораном. Вход на Храмовую гору открыт с 7 утра до 10:30, и с 12:30 до 13:30 дня. Даже те, кто ни разу не поднимался на Храмовую гору, видели столпотворение около стоек служб безопасности перед входом на площадь перед Стеной Плача. Именно на Храмовую гору ведет пантон с деревянными заграждениями, поднимающийся от подножия горы. 



Мечеть аль-Акса или так называемая "Удаленная мечеть" считается третьей по значимости у мусульман, после мечети аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. 











До 1965 года купол Куббат ас-Сахры был таким же свинцовым, как и у аль-Аксы. В 65 году ее купол покрывают бронзовым сплавом. А в 1993 году король Иордании Хуссейн решает сделать израильским арабам щедрый подарок и распоряжается покрыть купол монумента золотыми пластинами, общей стоимостью 8,2 миллиона долларов. Пластины делали в Лондоне и на них было потрачено 80 килограмм чистого золота.















Купол над скалой представляет собой правильный восьмиугольник и имеет четыре входа - Баб аль-Гарб (Западные ворота), Баб аль-Джана (Райские ворота), Баб Дауд (ворота царя Давида) и Баб аль-Кибла (Южные ворота).
Изнутри стены украшены мраморной мозаикой и цитатами из Корана.





Вход в южные ворота Куббат ас-Сахра украшают массивные металлические двери, надпись на которых говорит о том, что они были установлены мамлюкским султаном в конце 15 века.
Купол монумента укреплен системой мраморных пирсов и 12-ю византийскими колоннами, поддерживающих арки. В центре находится священный камень.











Сегодня на территорию Храмовой горы поднимаются сотни туристов со всего мира практически ежедневно, кроме пятницы, когда место закрыто для мусульманской молитвы. Главный раввинат Израиля запрещает евреям подниматься на Храмовую гору из-за ритуальной нечистоты, а достижение ритуальной чистоты невозможно без получения пепла красной коровы (рыжей, без единого волоска другого цвета) и до строительства Третьего Храма, на том самом месте, на котором стояли первые два. Здесь логика и религия входят в клинч, которого мы касаться не будем, дабы не разжигать.
Сегодня ВАКФ категорически запрещает евреям молиться на Храмовой горе и проносить религиозную литературу. Если у вас израильский паспорт, вас заставят оставить все книги внизу, а на самой горе не будут спускать с вас глаз. При малейшем подозрении на молитву, подойдут и попросят прекратить немедленно. Непослушание грозит задержанием и запретом на подъем на любой срок - от недели до навсегда. Повторюсь, все это касается только израильтян.



Несмотря на запрет на поднятие на Храмовую гору главным раввином Стены Плача, многие более прогрессивные религиозные деятели, а также религиозные сионисты и просто правые израильтяне, проводят постоянные поднятия на Храмовую гору, следуя нескольким правилам, дабы случайно не ступить на запрещенную территорию, где раньше стоял Храм и располагалась Святая Святых. На фото маршрут, по которому проходят поднимающиеся на Храмовую гору религиозные евреи показан синими стрелками. Во времена, когда еще стоял Храм, ступание на его территорию в состоянии ритуальной нечистоты (в которой, согласно иудаизму) на сегодняшний день находятся все евреи, каралось каретом - отсечением души. На подъем на Храмовую гору в нечистоте полагались удары палками.



С точки зрения иудаизма, подъем на Храмовую гору  и ступание на территорию, где раньше стоял Храм, для неевреев и ритуально нечистых людей (а на сегодняшний день это абсолютно все люди нашей планеты) категорически запрещен.
Однако религиозные сионисты, а также видные израильские и не только раввины, следуя определенным правилам, все же поднимаются на гору.
Среди правил, которые необходимо соблюсти, следующие:

- обязательное посещение миквы для мужчин и женщин (бассейнов для ритуального омовения)
- запрет на ношение кожаной обуви
- а также другие, касательно которых следует проконсультироваться со специалистом



Вопросом изучения Третьего Храма, а также реконструкцией храмовой утвари, занимается Институт Третьего Храма, под руководством Йегуды Глика. На их сайте есть масса полезной информации о раскопках на Храмовой горе, современной политической ситуации и борьбе евреев за право владения Храмовой горой.

















Сегодня на Храмовой горе дислоцированы представители ВАКФа, занимающиеся надзором и возвратом мусульманам их имущества и недвижимости, полиция и пограничные войска ЦАХАЛа. Все они присматривают за порядком, а также следят, чтобы евреи ни в коем случае не проводили молитвы - это строжайше запрещено как израильскими властями, так и мусульманами.
Группы религиозных евреев по кругу сопровождают представители армии и ВАКФа. К обычным туристам они полностью безразличны и позволяют находиться им на горе ровно столько времени, сколько тем захочется.



Бонус для тех, кто дочитал до конца: здесь можно скачать офигенный гайдбук по Храмовой горе, изданный ВАКФом в 1925 году.

"Фундамент фундаментализма"
Долгожданный пост. Класс. И за бонус пасиб - поглядим :)

d6869e65d8829c7f9f5b287a0b838eb7_P1040957.JPG
Re: "Фундамент фундаментализма"
О, крутая фотка!
Я бы еще пару страниц написала, но устала. Позже напишу продолжение в виде других красивых подробностей, но пока что вот :)
на Храмовой горе патрулируют не пограничные силы ЦАХАЛА (это вообще непонятно что за зверь)а обычная синяя полиция.
Этот ЖЖ читают не только израильтяне, которые знают, что такое МАГАВ.

Храмовую гору охраняет именно он. И другие полицейские формирования, перечисление которых утяжелит и без того длинный текст и не нужно здесь.
Для тех, кто в шлеме - можно подняться на Храмовую гору или нельзя? Не с точки зрения иудаизма, сионизма или марксизма-ленинизма, а практически? "Если у вас израильский паспорт, вас заставят оставить все книги внизу, а на самой горе не будут спускать с вас глаз." - это как? На входе паспорт проверяют?
никто ничего не проверяет, никакие паспорта и теудат зеуты.
проходите через полицейский вагончик, там подкова и сумки просвечивают и идете себне наверх к магрибским воротам.
Не много исправлений. Я служил до не давнего времени именно там на горе. Мусульмане что сидят на третей фотке собираються туда именно когда приходят туристы. Истинные их цели нам не говорили но вроде они понятны. Что бы показать правоверных изучаюших. Арабо говоряшие товариши говорят что они не очень изучают там а просто болтают о жизни....
И открыта горка с 7 до 10 и с 12"30 до 13"30.
Время подъема, кстати, периодически меняют. Так что лучше каждый раз уточнять или приходить где-то посередине.
Еще добавлю, что пускать на гору перестают, в среднем, за час-полчаса до закрытия.
феее какое англичане мерзское золото подогнали,
мне больше нравится тускло красноватое:)
Обычных туристов удаляют с горы, как только заканчиваются часы посещения в самой грубой форме. Кто то тебя умышленно дезинформирует.
Это мне адресован комментарий? Я же написала часы работы.
Когда я писала, что на туристов не обращают внимания, речь шла о необращении внимания в рамках работы комплекса.
Из музеев тоже удаляют после закрытия, что же в этом неясного.
Меня некому дезинформировать, так как информирую я себя в данном случае сама :)
Как всегда - репортаж совершенный!!!
1. Я там долго гулял - не обращали внимания, не трогали
2. ДО второй интифады можно было купить билетик с которым зайти в музей ислама (ты о нем не написала вообще!) , Аль Аксу и в купол. Я так заходил несколько раз.
Фото в компанию:
http://javax-slr.livejournal.com/44037.html
Сейчас в Аль-Аксу и Купол вход немусульманам закрыли. ПОпасть туда можно сильно изловчившись и обманным путем.

Если ты гуляешь там не с группой религиозных, тебя не пасут - о том я и писала :)
А "самая высокая в Иерусалиме" - это ты о духовном значении, или физическом? Физически - гора Мория не самая высокая. И гора Сион, и Масличная - выше. И в иудаизме есть этому свое объяснение, призывающее к скромности. Имаса нет, объяснить, как относятся там к евреям. А жаль...
Да, ты прав. Я хотела вначале сказать одно, а закончила третьим. Сейчас поправлю.
Имас, ז"ל, мог много рассказать историй про евреев на Храмовой горе, "не пасение", не проверку паспортов и пронос молитвенников.
Респект! А я как раз третий том Прогулок про ХГ и пишу :))
У тебя есть источник про мирадж на Бураке? В тех хадисах, что у меня, написано про самостоятельное вознесение на седьмое небо.
С удовольствием показал бы тебе на Харам аш-Шарифе кучу всяческих ништяков, но ты ж неуловима :))


В интернете можно найти массу линков, вот, например, один из первых: http://www.alimbaratur.com/All_Pages/Tuqus_Stuff/Tuqus_93.htm

Там есть абзац как раз про образ Бурака и освещение вопроса мираджа в Коране. Извини, что он на арабском. Хочешь, я постараюсь в воскресенье или понедельник уточнить вопрос с достоверными источниками в универе и перевести красиво и понятно текст (просто мои познания в арабском еще не настолько идеальны (ха-ха:), боюсь упустить какую-то важную подробность или нюанс).

П.С.: я уловима!! Мишенька, у меня просто был жуткий завал рабочий и еще более жуткий грипп. Но ради Храмовой горы я готова на все и всегда.
Хороший пост, спасибо. Вот здесь "Главный раввинат Израиля запрещает евреям подниматься на Храмовую гору из-за ритуальной нечистоты, достижение которой невозможно без получения пепла красной коровы (рыжей, без единого волоска другого цвета) и до строительства Третьего Храма, на том самом месте, на котором стояли первые два. Здесь логика и рилигия входят в клинч, которого мы касаться не будем, дабы не разжигать." - есть ошибочка ;о)
Ну, вы хотите, чтобы я всю историю вопроса уместила в одном абзаце :)
Если же вы хотите добавить какую-то подробность - пожалуйста!
О. Спасибо за обзор!
Я в прошлом октябре туда ходил, никто меня не проверял - вот только в Купол и в Аксу не пустили - а жаль! Причем при мне привратник какого-то типа, который уверял, что он мусульманин и из Ирака приехал отправил в контору доказывать свое происхождение.
Более того, у меня сложилось впечатление, что туда можно зайти и через мусульманские "входы", в сущности там особо никто не бдит, а товарищи арабы, которые там сидят на пластиковых стульях, действительно по большей части беседуют "за жизнь".
Больше всего, конечно, жалко что в Аль-Аксу не попал, но, думаю, если бы я отбашлял арабу, который там предлагал услуги "экскурсовода", то что-то такое можно было бы провернуть!
Ну в следующий раз :)
Все, что я писала про строгие проверки, касается евреев, в особенности, религиозных евреев-израильтян.
Вещи, впрочем, проверяют у всех.
Но это все не важно.
Важно, что место это свято и прекрасно :)

П.С.: а вы думаете, евреи во время занятий Талмудом говорят только о Талмуде исключительно? :)
И вам спасибо, что осилили. Он получился раз в 10 меньшим, чем ему следовало бы быть. И раз в 10 большим, чем обычно люди способны прочесть в ЖЖ :))
Дуже гарні фото, чому я не побувала в цьому чарівному місці???
супер интересный пост, надоть туда добраться все-таки