Мар-Элиас: пророк, продавливающий камни

Монастырь Мар Элиас (Святого Илии) расположен между Иерусалимом и Хевроном и хорошо заметен с дерех Хеврон. Несмотря на то, что попасть туда не составляет никакого труда ни для кого, место все равно интересное, хотя и немного слишком многолюдное.
Как это водится для греческих ортодоксальных монастырей, Мар Элиас был основан в 6 веке, затем разрушен, затем восстановлен крестоносцами, а уж совсем потом у него все стало хорошо.
Теологи и историки говорят о трех версиях, каждая из которых по своему привязывает монастырь к трем разным Илиям.






Официальная версия говорит нам о том, что именно здесь ночевал Илия-Пророк, скрываясь от охотившейся за ним царицы Иезавели. По дороге к горе Хорив, бежа из Самарии, Илия остановился здесь передохнуть, на так, что продавил своим делом вмятину в скале (но об этом ниже).
Вот что написано об этой истории в Книге Царств: "…он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива" (3-я Царств, 19:3-8).

Известно, что Вирсавия - это Беер-Шева. Какая же связь между этим отрывком и монастырем Мар Элиас около Иерусалима, на место которого из Беер-Шевы уж никак нельзя "отойти", да и потом Илия направлялся на Юг, а Иерусалим от Беер-Шевы - прилично на Север. Ну, тут все может быть: отошел в другой день и при других обстоятельствах, неправильное место или неправильный Илия. Однако традиция связывает это место именно с Илией-Пророком и теми событиями.



В 1976 г. церковь была заново расписана отцом Венедиктом, хотя в некоторых ее частях монахи сохранили участи со старыми фресками. Очень красивыми, хотя и практически полностью выцветшими и разрушенными.



Есть и другие версии, почему монастырь называется именно Мар Элиас.  Некоторые предполагают, что здесь был похоронен греческий епископ Элиаса (что никак не противоречит основной канве событий). По еще одной версии - здесь похоронен Илия I, египетский монах, который стал патриархом Иерусалима в 494 году. Возможно, именно к нему восходит разговорное название монастыря. Но, согласитесь, это все менее интересно, чем Илия-Пророк, за столь краткое время продавливающий своим делом вмятины в камнях.



Вот что пишет об этом месте Даниил Эфесский: "На середине этой трудной дороги стоит прекрасный храм пророка Илии, также с куполом, имеющий келии, в которых некогда жили иноки; теперь же и эта обитель вовсе лишена иноков, однако ж она и до сих пор во владении благочестивых". (Рассказ и путешествия по Святым местам" (между 1493 и 1499).









Примерно в этом месте и в это время на меня набросилась уборщица и попыталась отогнать от святых мощей тряпкой, сказав что-то, кажется, оскорбительное. Я на всякий случай извинилась и посочувствовала группе африканских паломников, которые были следующими в очереди на изгнание. Паломники выглядели и пахли примерно как беженцы из тех же стран, но проявляли завидное усердие в молитве.
Один из них даже подошел со мной познакомиться. Сказал, что "Израэл - гуд!".



Я предупреждала.



Это представительница еще одной группы. Всего в какой-то момент в монастырь набилось около 100 представителей стран Африки. За воротами их поджидали два больших автобуса.



На этой старой фреске как раз изображен Илия, продавливающий своим телом скалу. Говорят, что камень этот был утерян, да и изначально находился немного поодаль от самого места основания монастыря. Однако, увы и ах, его уже давно никто не видел, хотя свидетельства очевидцев говорят, что раньше к нему водили паломников.



Это тоже монастырь Мар Элиас. Соседняя дверь со входом в монастырь ведет в шашлычную, в которой жарят на огне любые виды мяса, стругают салаты и перетирают хумус. Запахи около монастыря стоят - можете себе представить, какие. По-моему, многочисленные паломники не знают, в какую дверь им бросаться в первую очередь. Туристы выбирают однозначно вторую, плюс ко всему, там же находится туалет, что для людей немаловажно и крайне значимо.

Re: офф
Только вы трубку не берете. Перезвоните мне, пожалуйста, когда сможете говорить :))

Но без изменений, конечно!
Очень красивый монастырь ! А у нас в деревне находится пещера, в которой по приданиям жил св. Илья
В какой это вашей деревне? Он много где жил, многое повидал :))
Ну у вас же стоит детектор Ай-пи адресов. ;) В Ливане, Аль-Кура, Дар Баштар. Кстати, вода из этой пещеры целебная и отпугивает змей. А еще под самым сводом пещеры есть колонна, если обернуться вокруг нее - то забеременеешь (естественно, средство не для девсвенниц, а для замужних дам, страдающих бесплодием).
Я просто глазам своим не поверила :)
Жаль, что средство не для девственниц, могло бы получиться забавно.
А расскажите, что вы делаете в Ливане? Если не секрет, конечно.
Живу, работаю, ращу двоих детей. Римо-католичка по веросповеданию (если что ;)
А я мечтаю попасть в Израиль. Но, увы и ах ! Ни моей, ни вашей мечте не суждено сбыться ! (может, когда-нибудь в далеком будущем, когда виза в паспорте в одну из стран перестанет быть автоматическим препятствием к получению визы в другую)
Уже давно арабские визы не являются препятствием получения визы израильской, не говоря уже о том, что для россиян и украинцев она вообще не нужна, и процесс отмены ожидается с другими странами СНГ так же.

Этого я не знала, спасибо за информацию. Я просто помню прекрасно в аэропорту Борисполь наличествует тип, работа которого заключается в проверке паспортов граждан, вылетающих в Ливан на наличие Израильских виз. И если таковые имеются - то все, вылезайте - приехали.
Тогда поправка : я к вам приехать смогу, но обратно вернуться - нет, а вы ко мне не можете. :))
Не хочу быть навязчивым, но мне кажется ситуация на самом деле не такая строгая (если есть паспорт третьей страны)
Вот здесь прочитайте:
http://sergeydolya.livejournal.com/214811.html?thread=41466907#t41466907
И израильтяне точно так же ездят и в Ливан, и даже в Иран. Не массово конечно, но бывает.


безусловно, красиво там, но шашлычная мне тоже по душе.
Я бы в шашлычную не пошла. К мясу равнодушна. Но и в монастырь бы сразу не пошла, хоть там и красиво. Переждала бы пока все паломники не удались. С запахами у меня проблема.:) Шучу, конечно. А монастырь красивый.
Увы, у меня не было времени ждать :) Да и с паломниками как-то веселее получилось - они внесли приятное разнообразие.
"Шашлычная" около монастыря - это широкоизвестный в узких туристических кругах ресторан Джорджа. Кроме шашлыков, там полно и другой еды:) Хозяин (или управляющий, точно не знаю) милейший парень, превратил заброшенное убогое помещение в традиционное место кормежки туристических групп в районе Иерусалима. ВСЕ экскурсии, например, Метроклаба в Иерусалиме/Вифлееме, именно туда привозят туристов на обед. Как говорится, побольше бы таких арабов :)
А я все гадала, почему автобусов около входа было больше 5, а в Мар Элиасе - одни несчастные черные.