Монастырь Феодосия Киновиарха, друга Саввы Освященного

С монастырем св.Феодосия Киновиарха меня связывает личная, отчасти даже мучительная история. А все дело в том, что часы работы монастыря, хоть и вывешены у его ворот, но исключительно для проформы. Более пяти раз я приезжала сюда и каждый раз в лучшем случае натыкалась на просто закрытые ворота и гробовую тишину, а в худшем -  на захлопывающую перед моим носом дверь монашку с просьбой приходить как-нибудь потом.

Каждый следующий "потом" был неудачным - монастырь был еще закрыт, монастырь был уже закрыт, праздник, пост, неприемный день, плохая погода и т.д. Гонки за ним продолжались, в основном, по пути следования либо в Вифлеем, либо в Мар Сабу, так что этот постоянно закрытый промежуточный пункт назначения не приносил мне большой печали, однако всегда был своеобразной красной тряпкой.

Некоторое время назад (все не было времени написать о нем раньше) мне таки удалось пробить эту неприступную стену и то, каким-то чудом - это был канун Рождества, естественно, монастырь был закрыт, все разъехались и приходите "потом". Но мой жалостливый вид смягчил сердце привратника, и меня пустили вовнутрь. К счастью, я была там единственным посетителем и других не предвиделось. Перед входом в главную церковь висела большая табличка "фотосъемка запрещена", но день явно задался и нам удалось договориться.




Как и многие отшельнические монастыри Иудейской пустыни, монастырь Феодосия Киновиарха подвергался неоднократному разрушению вначале во время мусульманского завоевания, а затем, в XVI веке был разрушен турками. Только в 1898 году Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и занялась реконструкцией обители, которая затянулась аж до середины XX века. Сегодня это греко-ортодоксальный женский монастырь, находящийся в подчинении Иерусалимской патриархии.

Феодосий Великий, известный также как Феодосий Киновиарх, был первым монахом-отшельником Палестины, основавшим здесь монастырь общежительного типа - киновию. Феодосий родился в начале V века в Каппадокии и в середине того же века приехал на Святую Землю, где сотворил немало чудес и совершил огромный вклад в развитие монашества. Феодосий, приехав в современный Израиль, путешествовал по нему то там, то здесь, пока не решил остановиться в пещере около Вифлеема, в которой ночевали те самые волхвы, пришедшие к новорожденному Иисусу Христу. Вскоре вокруг Феодосия собралось столько монахов, что они уже не умещались все в пещере, и тогда святой решил расширить жилплощадь.

В "Житие преподобного отца нашего Феодосия Великого" Дмитрий Ростовский так описывает момент основания киновии: "…он обходил места, которые казались более удобными для построения монастыря. Он прошел далеко по пустыне и с теми же невозгорающимися и холодными углями в кадиле достиг места, называемого Кутилла, и берегов Смоляного озера. И когда увидел, что угли не загораются… то вознамерился возвратиться в пещеру. Когда он возвращался, и пещера была уже недалеко из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись". Именно на этом месте Феодосием и был основан одноименный монастырь, который сегодня, после восстановления, по моему мнению, является одним из самых красивых во всем Израиле.



Христианский фишай.
Декор интерьеров монастыря подобран изысканно и со вкусом.













Умер Феодосий в солидном даже по нынешним меркам возрасте - на 106 году жизни, в 529-532 гг. К тому времени в его монастыре проживало более 400 монахов. Ко смертного одра святого святого собрались самые почтенные деятели христианства того времени. Среди них  и Савва Освященный, который еще при жизни Феодосия был его лучшим товарищем и подельником. Дружили они до такой степени, что мать Саввы похоронена именно здесь, в монастыре Феодосия Киновиарха (у себя в Мар Сабе Савва похоронить Софию никак не мог, так как на территорию монастыря не пускали даже собак-сук, не то, что чьих-то матерей).



Ну вы поняли.





Святой Феодосий, помимо своей чудотворной деятельности, также занимал значимые посты. В конце V века он был назначен патриархом Иерусалимским Салюстием  архимандритом всех палестинских киновий (общежительных монастырей) за что и был прозван Киновиархом.



Я люблю места малого скопления туристов за их некую еле уловимую "одомашненность".  Такое ощущение, что каждый его постоялец одолжил у бабушки какую-то ценную вещь и принес сюда в напоминание о доме. Вот например эта люстра вызывает у меня исключительно домашние ассоциации. У моей бабушки в Киеве висит как раз похожая.









Эта милая бабушка долго рассказывала мне свою историю приезда в монастырь. По английски она еле-еле говорит, я по-румынски и гречески не говорю совсем, так что мы изъяснялись на смеси жестов, мимики и английского. Она не только позволила мне фотографировать, провела по всему монастырю, не поленилась сходить за ключом, чтобы открыть пещеру, включить рубильником свет и попытаться даже что-то пояснить, но и угостила карамельками.
Потом, когда я уже собиралась уходить, невольно стала свидетельницей крайне неприятной сцены: монастырская монашка накричала на бабушку (очевидно,у  нее статус ниже) за ее праздношатание, ткнула ей в руки таз с выстиранным бельем для развешивания и отправила куда-то в подсобку.  Неприятно было еще и то, что, очевидно, я стала одной из причин монастырской разборки и старушке попало ни за что.







Похоронен Феодосий Киновиарх был в своей родной пещере трех волхвов. Там же покоится мать Саввы Освященного София, мать святых Космы и Дамиана Феодотия, святая Евфросиния, святой Иоанн Мосх и другие знаменитые сподвижники того времени.

Игумен Даниил в своем труде "Житие и хождение игумена Даниила из русской земли", в котором он описал основные околоиерусалимские православные достопримечательности, в том числе Сент-Джордж и другие, пишет: "А от Иерусалима до Феодосиева монастыря верст шесть. Тот монастырь на горе обнесен оградой и виден от Иерусалима. И там есть пещера большая посреди монастыря, в которой волхвы ночевали, когда избегали Ирода. И там ныне лежит святой Феодосии, и многие святые отцы там лежат; мать святого Саввы в той пещере лежит, и Феодосия мать тут лежит".

Вот что здесь написано по-гречески: "Гробница отца нашего Феодосия Киновиарха".



Эта надпись на синей табличке гласит о месте упокоения Феодотии, матери святых Космы и Демиана.



Общий вид на одну из самых знаменитых пещер Палестины. Она довольно большая и состоит из нескольких залов. Отремонтированы только часть из них. Некоторые забиты решетками, некоторые - в разрушенном состоянии.





Вот что пишет архимандрит Леонид (Кавелин) о лавре преподобного Феодосия в своем небезызвестном труде "Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника": "В конце XI столетия, за пятнадцать лет до завоевания Иерусалима Саладином, в последние годы рыцарского королевства, посетила Иерусалим русская княжна, смиренная игуменья Полоцкого девичьего монастрыря Св. Евфросиния. Чувствуя приближение своей кончины, она послала в лавру Пр. Саввы просить архимандрита и братию, чтобы дал ей место на погребение в их обители; но они отказали, говоря: «заповедь имеем от святого отца нашего Саввы, чтоб никогда не погребать жен в его обители; но есть близ нас Феодосиев общежительный монастырь Пресвятыя Богородицы, в коем многие жены покоятся: там и мать святого Саввы (София) и мать святого Феодосия (Евлогия) и мать святого бессребреника Феодотия, и иные; посему и богоугодной Евфросинии прилично быть там положенной». С честью была погребена княжна русская в обители Пр. Феодосия в паперти церкви Пресвятыя Богородицы 23 мая 1173 года, но впоследствии святые мощи ее были перенесены в Киев, где и почивают поныне в пещерах. Дальнейшие судьбы обители Феодосиевой неизвестны: вероятно, она запустела одновременно с Саввинской лаврой в конце XIV или в начале XV столетия и уже более не восставала из развалин.
Я пробовал проникнуть в святую пещеру, но обвалившиеся своды невдалеке от входа не позволили проникнуть в ее глубину, и никаких следов святыни уже не видно в уцелевшей ее части; самая пещера на половину своей высоты засыпана землею,— это можно заключить из сказанного в «Духовном Луге» в житии старца Христофора, который, спускаясь ежедневно в эту пещеру для молитвы, творил коленопреклонения на каждой из восемнадцати ступеней ее лестницы, тогда как теперь ее спуск едва составляет две-три ступени. Вокруг пещеры сохранились только основания бывших зданий и ограды, а в наиболее уцелевших местах бедуины устроили свои закрома, для сбережения хлебных запасов."







Под шиферным навесом во дворе хранятся археологические артефакты, что большая редкость для местных монастырей.











N.B.: к сожалению, в связи с нынешней политической ситуацией в стране легальный проезд к монастырю для израильтян невозможен. Находится он в деревне Абадийя, около Вифлеема - гадкое место во всех смыслах этого слова.


Бонус: он же чуть больше года назад.



Прекрасно, как и всегда. И ведь были же рядом:)
Очень красиво. Небо у тебя вообще зачетное
Очень красивый монастырь - это точно.:)
Любят тебя святые, ничего не скажешь.:)
А человеческий фактор - он хоть где играет свою роль...
Дык! Разве меня можно не любить-то :))
Ну и еще я уверена, что если человек делает что-то, что ему очень нравится и хочется, то все получается :)
Красота!
А что делает в палестинском монастыре российский двуглавый орёл?
Практически все они ремонтировались на деньги России. Посмотри на колокол :)
Качество фото у тебя улучшается от отчета к отчету.
Молодца.
То есть то, что я с виртуальной греческой клавой переводила надписи из крипты - это всем пофигу? Шутка :))

Спасибо, Вадим. От тебя слышать особенно приятно.
класс! особенн в свете последней приписки. Место недоброе для посещения, но ты , как всегда рискова.
Спасибо большое.
Абадийя эта стремное место - то камень бросят, то кусок трубы в машину. С другой стороны, не настолько стремное, чтобы лишать себя такого путешествия (равно как и 16-километрового пешего кицур дереха к Мар Сабе).
Инна, репортаж - супер, спасибо!
Великолепные снимки. Чем снимала?
Хороший репортаж.
А мне больше всего листья понравились.
Спасибо за репортаж,очень интересны твои отчёты.Снимаю шляпу!
Отличный рассказ, отличные фото. Спасибо!
А там не две ли всего монахини (включая эту бабушку) живут? Когда я там был, кто-то (гид?) говорил, что всего двое их.
Очень может быть, что и двое. Я видела там трех человек: двух женщин и мужчину-превратника. Не считая кошек :)
Как на машине времени переместились - древность в каждом кадре чувствуется
Эх! Мне бы так научиться фотографировать
У тебя есть для этого абсолютно все, но бери лучше пример не с меня, а с тех, кто действительно это умеет делать )))
1) Колокол - завода Андрея Дмитриевича Самгина. Самгинских колоколов у нас - десятки. А самый большой на Святой земле, 6-тонный, на колокольне ХГГ, тоже Самгина! О, о нем можно долго рассказывать.
2) Слушай, а ныне бывшее место погребения Евфросиньи Полоцкой ничем не отмечено?
3) Насчет двуглавых орлов в коммнетах: изначально это символ Византии (о чем не все россияне догадываются :)), и если на две головы одна корона, то это орел совсем не российский, а византийский, нормальный атрибут греческой православной церкви. Ремонт на деньги РФ тут не при чем :))
4) А про соседскую церковь Феогнида что знаешь?
Во всем совершенно прав!
Полоцкую уже обсудили, Феогнида хотелось бы обсудить побольше.
Вот :)
Да они много чего берут без спроса и ссылок. С символом веры этим бороться бесполезно.