Песах у самаритян: жертвоприношение на горе Гризим. Vol.1

В этом году Песах у самаритян начался на день раньше, чем у остальных евреев - 17 апреля. По случаю праздника обе части общины (холонская и лузская) собрались вместе на горе Гризим, чтобы, согласно предписанию Торы, принести пасхальную жертву на святом жертвеннике. Самаритяне, признающие только письменную Тору, и считающую гору Гризим той самой, заповеданной Господом, ни на букву не отступают от закона, и проводят обряд в "чистом виде".

Как это происходит сегодня на Гризим, и как это происходило много тысяч лет назад у евреев - в этом репортаже. Предупреждаю благодарных читателей: под катом много фотографий с настоящего жертвоприношения, а значит, много крови и расчлененки. Дети и вегетарианцы должны быть особенно осторожными, открывая пост.






Несмотря на то, что в этом году на Гризим в первый день Песаха собралось намного меньше людей, чем  в прошлом, самаритяне очень строго подошли к вопросу пропуска на территорию жертвенника. По большому счету, не самаритянам до самой шхиты (кошерного забиения) присутствовать там нельзя - все ждут за воротами, которые открывают уже после забоя. Часть журналистов пропустили по удостоверениям задолго до начала церемонии, мы же приехали в то время, когда в самаритянской деревне собрались толпы зрителей, и ворота наглухо закрыли привратники. Никакие удостоверения уже не помогали. Потолкавшись час в толпе и почти отчаявшись, я и le_poete пошли искать удобную крышу, а третий из нашей компании nakaryak нашел комфортабельный подоконник. Мои героические усилия по жилищному скалолазанию и преодолевания препятствий из колючей проволоки, оказались совершенно напрасными, поскольку с крыши меня на чистом арабском согнали буквально через минуту. Что, в конечном итоге, оказалось невероятной удачей, так как я вернулась к воротам, и мне удалось уговорить охранника пропустить нас вовнутрь еще до начала жертвоприношения.





На Песах у самаритян принято одеваться в белые одежды. Резиновые сапоги и перчатки - необходимый и важный аксессуар жертвоприношения. Перед шхитой читается длинная молитва (в это время бараны покорно лежат между ног собравшихся), и по команде самаритянского первосвященника главы семейств перерезают им ножом глотки. Затем туши освежевывают, внутренние органы и шкуры кладут на центральный жертвенник, туши баранов нанизывают на деревянные шампуры и опускают в раскаленные глиняные печи-колодцы. После этого их накрывают специальной крышкой, и через несколько часов приступают к праздничной трапезе.





Секунду назад барана, не вошедшего в этот кадр, принесли в жертву.





Как только бараны были убиты, начинается праздник. Все радуются, поздравляют друг друга, а отцы проводят пальцем, смоченным в крови, по лбам своих сыновей.























Территория жертвоприношения - достаточно большая. Помимо центрального жертвенника, на котором воскуривают травы и потроха, на ней расположены печи-колодцы, в которых запекаются туши баранов. Над пламенем развешивают шкуры, чтобы стекающий с них жир повышал температуру внутри печи. 





















О том, как это происходило в прошлом году, читайте и смотрите здесь.



То ли я такой впечатлительный, но передаётся даже это ощущение, будто там побывал
У меня во время мгновения самой шхиты ощущение, что это меня сейчас в жертву принесут :) Дрожь и тремор :)
Как всегда, море уважения и немного зависти: какие волшебные слова вы сказали охраннику, который допустил вас до священного места?
Классное фото десантника с кровавой отметкой на лбу. "Всё смешалось в доме Облонских". :)
Спасибо :)
Охранник не говорил на иврите, так что я уже и не помню даже, что я ему сказала. Наверное, у меня взгляд был жалостливый :)
как всегда интересно и фотографии прекрасные, спасибо!
Интересно, в этом году меня также согнали с крыши, а потом пропустили на мужскую территорию, когда я снимала הילולת בבא סאלי
:) даже не знаю как по-русски правильно называется :)
Ну, Баба Сали и жертвенник, слава Богу, разные места. В первом случае вас хотя бы не забрызгали кровью :))
Покажите фотографии.
Безусловно разные, просто совпадение такое улыбнуло :) ..Да, надо сделать репортаж может быть... Спасибо за блог, потрясающе интересно
Как же много общего у нас с... с не_нами.
:))

Ага. Настолько, что забываем о том что в "мы" входит много чего, кроме национальности.

Это не в виде спора, это я отвечаю воображаемым (форумным) оппонентам своим - иногда меня не принимают в "свои".
Такое впечатление, что я стою на дороге, а не на краю крыши :))
Спасибо за интересный репортаж! Много хороших фоток!
Фотки,как обычно, класс.
Но посмотрев на них, перестал жалеть, что не поехал.
Я нифига не вегетарианец и крови не боюсь, а как-то неприятно стало.
Даже не тошнота, а чувство "как бы мне развидеть это"
Я даже не поленился найти твой репортаж годовой давности и посмотреть, что я сказал тогда.
Да, похоже мнение несколько изменилось.
Я, кстати, все ждала, что ты позвонишь. Но ты просто решил не ехать :)
Возможно, это у меня "такое видение", а ты бы увидел совершенно иначе, и впечатление было бы другим.
Да что там еще можно было увидеть? :)
Я не позвонил, т.к машины все равно не было, и добираться было не на чем :(
А что тебе здесь режет глаз? Количество крови? Факт публичного закалывания животных? Присутствие маленьких детей? Правда, интересно.
Хех, несколько тяжело облечь отрывки мыслей в слова.
Наверное, все очень сильно зависит от подачи. Ты же журналист и знаешь, что любой факт можно выделить или наоборот заретушировать и скормить зрителю по-разному.
У тебя получилась кровь на первом месте.
Понятное дело, что ради этого самаритяне там и собрались. Но возможно, (черт его знает, на самом деле, может я бы тоже увлекся) я постарался бы дать больше лиц (у них интересные "другие" лица) и меньше требухи.
Опять таки, это отрывки мыслей...я не знаю, что я снимал бы и как показывал людям.
"Принесли жертву. Накормили богов дымом, оставшееся мясо съели сами" (С) :)
Отлично, вроде как с вами побывал у жертвенника...
А как нам было жаль, что ты с нами побывал лишь виртуально!