24 марта: Мар Саба - тайны отшельников, яблок и козла отпущения

Пожалуй, нет в Израиле трека, который я бы любила столь страстно, и на который каждый раз хотела бы вернуться столь сильно во время зимних ливней или летнего зноя. Сейчас, когда дожди прекратились, а жара еще не началась, я считаю своим долгом поспешить сказать "привет" самой прекрасной из ныне существующих твердынь и оплоту монашества Иудейской пустыни.   Приглашаю сделать это и вас.

Подвергались ли вы когда-нибудь телесному наказанию за поедание яблок? Выносили ли к вашим ногам в серебряном ларце мощи одного из самых знаменитых и великих монахов-отшельников? Падали ли вы хоть раз в своей жизни в бурлящий поток сточной канавы? Слышали ли вы что-нибудь о говорящих ослах и таинственных нижних кельях, куда следует ходить только со свечкой? Если ответы на все эти вопросы "нет", значит, вы просто обязаны побывать в одном из самых труднодоступных, и уж точно самых красивых монастырей Иудейской пустыни Мар Сабе.

Итак, в субботу, 24 марта, мы пройдем по захватывающему дух (да и тело) маршруту, через Иудейскую пустыню, к Лавре Саввы Освященного.








Когда-то дальняя родственница, разглядывая мою фотографию на фоне монастыря, спросила: "Слушай, что это за город за твоей спиной?" и была совершенно права, потому что Мар Саба - это не просто монастырь, не просто собрание церквей и монахов, а самый настоящий мини-город, со своими законами, мэрами, кварталами для бедных и для богатых, туристической зоной, бизнес-центром и промышленной зоной. С открывающейся на монастырь панорамы мы увидим ее именно такой - бурлящей и кипящей, несмотря на более чем 1500-летнюю историю.





Наверное, я никогда не перестану восхищаться ее красотой и величием, которые не способна передать ни одна фотография на свете. Однако, хватит дифирамбов.
Мар Саба, будучи, как я уже говорила, самым красивым монастырем, продолжает лидировать в рейтинге самых трешевых заведений Израиля. Только здесь, посреди Иудейской пустыни, на склоне Кедрона, можно услышать леденящие душу истории о тайной жизни монахов, чудесах, необычайных явлениях, а также послушать современные музыкальные диски.



Мар Саба – это не просто какой-то захолустный монастырь, в котором собрался десяток монахов-отщепенцев. Мар Саба – это идеология, последний оплот веры, стиль, престиж и длинная очередь на подселение. На протяжении столетий монахам удалось сохранить не только аскетичный образ жизни, но еще и особый статус монастыря. Связано это, отчасти, с затрудненным доступом к его воротам, что делаем Мар Сабу чуть ли не единственным по-настоящему отшельническим монастырем Израиля, а во-вторых, с тщательным отбором "постояльцев". Бывает, служители церкви проводят долгие годы в ожидании разрешения на въезд в стены монастыря и почитают получение оного за большую честь и доверие со стороны патриархии.

А вот что пишут о житие Саввы монахи монастыря: «Встреча Преподобного Саввы с ангелами была, видимо, обычным для него явлением». И действительно, за долгую жизнь в монашестве на Святой Земле, Савва умудрился повстречаться не только с ангелами, но также и с говорящими ослами, яблоками-искусителями и волшебными финиковыми пальмами.



Мой давний кореш Ихъе, житель деревни Абадийя и по-совместительству привратник (как громко сказано!) монастыря, сделает нам кофе с кардамоном и расскажет последние сплетни из жизни Мар Сабы и ее обитателей. Когда-то он рассказал совершенно прекрасную по своей стилистике историю про монаха Ефрема:

Жил-был монах Ефрем и был у него плеер с правильной православной музыкой. Монах Ефрем был ответственен за связи с общественностью, развлечение оной у ворот монастыря, а также за коммуникации со всеми страждущими.
И вот, пришла группа страждущих к воротам обители божией и спросила, далеко ли монах Ефрем, и не может ли он в рамках коммуникации с общественностью вынести послушать прекрасным дамам плеер с хорошей музыкой для услады ушей и души.

Ихъе выносит к воротам монастыря кофе с кардамоном, стреляет сигарету и начинает трепаться «за жизнь», пересказывая мне последние монастырские сплетни.
- А ты знаешь, что монах Ефрем вниз ушел? - как о каком-то совершенно будничном событии спрашивает меня сторож.
- Как это вниз? – я неспешно потягиваю кофе, заедая принесенным с собой печеньем.
- А вот так, вниз – показывает рукой действительно куда-то вниз. - Взял свечку и ушел вниз. Сказал, что вернется через месяц. Вот, уже две недели прошло, ждем. Он с собой еще плеер взял, с диском. И ушел. Плеер жалко, мало ли что… - вздыхает Ихъе.
Мне ничего не остается, кроме как согласиться – плеер действительно жалко.


Помню, когда-то в одно из первых посещений Мар Сабы, я сидела на каменной скамье около ворот и, кажется, дремала, ожидая группу мужчин-туристов, которых в монастырь впустили. И вдруг в левом ухе я услышала громогласное «Миром Господу помолииииииимся!», а затем сразу же и в правом «Заступи, спаси, помилуй!» из «Великой ектеньи». «Ну, вот и все, - подумалось тогда мне, - вот как на самом деле звучит «глас с небес». Приехали». Открыв из-за ужаса перспективы глаза, я увидела улыбающегося в тридцать два зуба монаха Ефрема, держащего в руках плеер. Наушники он, тихо подкравшись, воткнул мне в уши, и звук, естественно, включил на полную громкость. По-моему, это было одно из редких проявлений чувства юмора у монахов.

...Все ли в порядке с монахом Ефремом мы узнаем в субботу, а также выясним, почему в Мар Сабе запрещено есть яблоки, что сказал говорящий осел Святому Савве, как монахи самого отшельнического монастыря хоронят своих умерших и сколько должно быть швов на черепной коробке у нормального человека.









У нас в программе:

- пеший поход по Иудейской пустыне (около 20 километров в обе стороны)
- переправа через нахаль Кедрон
- посещение монастыря Мар Саба*
- подъем на гору Азазель (ар Мунтар), с которой, согласно традиции, сбрасывали несчастного козла отпущения
- продолжительные беседы об отшельничестве и прочих ништяках жизни в пустыне (времени для этого будет предостаточно), а также местные байки
- подъем к келье, в которой молился Савва Освященный для любителей бонусов
- фантастические виды для фотографов
- кофе/чай
- целование мощей по желанию участников

* - важно: вход в монастырь для женщин категорически запрещен, пускают только мужчин. Женщины, ожидающие снаружи, развлекаются беседами с монахами, прослушиванием марсабовских дисков, чтением местного самиздата, лазанием по кельям, осмотром монастыря сверху, снизу, сбоку, как угодно. В общем, женщины обделены не будут.

Подробности маршрута:

- выход на круговой маршрут из поселения Кедар Даром (там же под охраной оставляем машины)
- продолжительность маршрута - около 20 километров
- все участники должны быть в нормальной физической форме.
- подход к монастырю находится на территориях С и В и полностью разрешен к посещению израильтянами
- у кого нет машины, постараюсь найти тремп (с вас - участие в бензине водителя)

Место встречи группы: поселение Кедар Даром. Если его охрана будет так же милостива, как обычно, машины поставим прямо внутри, в крайнем случае, на парковке перед поселением. Да, это безопасно для ваших машин.
Время встречи: 8:30 утра, в субботу, 24 марта
Стоимость: 130 шекелей
Завершение программы: в 17-18 вечера будем уже около машин.

Что брать с собой на маршрут:


- Еду  для перекуса во время похода
- Воду из расчета 4-6 литров на человека. Обязательно.
- Крем от солнца, головной убор. Обязательно.
- Обязательно для мужчин и женщин скромную одежду  - длинные брюки, длинные рукава - для посещения монастыря. Подойдет любой футер или запасная футболка, которую вы потом снимите.
- Удобную обувь, лейкопластырь на случай, если натрете ногу.
- Кто хочет, может брать альпенштоки (палки для ходьбы).

Как проехать?

Приехать в место назначения проще простого - вы сворачиваете на развязке Маале Адумим и выезжаете на 417 дорогу. По ней вы едете прямо, следуя указателю Кедар. Через довольно короткое время вы выедете на круг, на котором будет расти большая олива. На кругу вы поворачиваете, следуя указателю Кедар/Кедар Даром. И едете по указателям на Кедар Даром. Поворот на Кедар Даром будет следующим после поворота налево на поселение Кедар. Вам нужен следующий за ним поворот налево. Это хорошо видно на выложенных картах.
Все это только звучит длинно, на самом деле, после съезда Маале Адумим ехать всего ничего.

Я вас буду ждать у въезда в поселение.

Карты проезда:

На этой карте название поселения не обозначено, однако отмечен Кедар. Нужный нам Кедар Даром - сразу под ним, параллельно, дорога в него как бы обрывается. Отмечен галочкой.



А на этой карте Кедар Даром отмечен.



Все вопросы, уточнения и запись в комментариях или по телефону 054-674-88-90. Инна

UPD: большое спасибо всем участникам, запись закрыта! Дальше могу записывать только в лист ожидания.
хотелось бы поехать, тем более там вроде были уже все кроме меня :)

к сожалению пока не могу дать однозначного ответа, работа все никак в лес не убежит :-/
Были там не все, а очень мало. Все были в Кейсарии. А Мар Саба - это израильская экзотика, место, побывав в котором, можно потом гордиться и хвастаться друзьям :)

Как будете знать - пишите-звоните :)
Сигуль, спасибо тебе за эти путешествия... у вас как-то надо будет основательно покататься... =))
Пока буду путешествовать с вами сидя в Москве.))
4 человека, Кфар Саба, 052-4007265, Лена
Мы с Вами были у самаритян, нам понравилось.
Ищу попутчиков
С удовольствием поеду. Но ужасно не люблю вести автомобиль. Может, кто-то хочет меня подхватить или ко мне присоединиться? Поеду из района Хедеры... 052-8533450. Елена
Re: Ищу попутчиков
Отлично!
Елена, если будет кто-то из Хадеры, я дам вам знать!
А может, и в комментариях кто-то отыщется :)
Цена вопроса
Добрый день!
Меня пригласили друзья, но узнав цену я засомневался.
За что 130 щек?
Вход бесплатный...
Осветите тему. Заранее спасибо!
Re: Цена вопроса
Мне кажется, за что 130 шекелей, достаточно подробно описано в посте. Мар Саба находится не в центре Тель-Авива,как вы понимаете, и 20 км по пустыне с посещением нескольких мест - это серьезный трек, минимум, требующий хорошего знакомства с местностью. Разумеется, вы можете пойти сами - вход в монастырь официально бесплатный, хотя я всегда оставляю им деньги в благодарность за внимание к группе.
Цена вопроса
Ок! Это понятно, что не в центре Тель Авива...
Нас компания из 6-8 человек - это получается 130х6 или х8 = 780 или 1040
соответственно. Мой вопрос таков: Сколько максимальное кол-во человек в группе? За такие деньги можно и личного гида снять, как вы считаете?
Обращение ко всем находящимся на форуме и собирающимся посетить данный исторический обьект. Спасибою
Re: Цена вопроса
Разумеется, можно. Ко мне периодически обращаются именно такие маленькие группы.
Цена вопроса
ok! Тогда почему же цена для большой группы настолько высока? Если бы забирала подвозка из центра хотя бы... Или вход был платный в эти места, тогда нет никаких вопросов, но ничего этого нет...
Цена вопроса
Думаю да!
Группа из 20 человек ( а их будет скорей всего больше) это 2600 шек...
При всём уважении, вы не оперируете сердце, а всего лишь рассказываете...
Надеюсь мои слова вас не обидели.
Re: Цена вопроса
в некотором роде,такой поход, операция на сердце.
Цена вопроса
Никто на форуме не согласен со мной???
Re: Цена вопроса
это ж рынок. не нравится - не берите
Инна, скажи уже точно все или еще есть местечко для двоих?
Привет всем. Вопрос у меня - во всяких сайтах и блогах пишут, что там лучше без оружия не дефилировать. А у нас что-нибудь предусмотрено на такой случай?
Где это везде такое пишут?
Там все спокойно, не переживайте.
Когда в следующий раз поедете?
Поздно узнала...
Не могу назвать сейчас точную дату, но обязательно повешу анонс.
Присоединяйтесь! :)