Мозаики Иудейской пустыни: как это делается

Недавно мы ездили в путешествие по мозаичным местам Израиля и, в частности, посетили мозаичную мастерскую при монастыре Святого Герасима. Надо сказать, что работу этой мастерской я непрерывно наблюдаю уже лет 6-7 и последние пару лет работа здесь буквально-таки кипит - заказов явно больше, количество работников выросло, при этом заказы в мастерскую поступают масштабные и сложные.

Плюс ко всему, анонимные источники :) пролили свет на то, чем же так активно заняты приехавшие из Греции студенты, не покладая рук уже несколько лет подряд выкладывающие и выкладывающие мозаичные полотна. Обо всем этом - под катом.

1.
IMG_6342


На заднем дворе отшельнического монастыря Герасима Иорданского, возведенного еще во времена Византии в 5 веке, расположена уникальная мастерская. В мастерскую поступают заказы как от частных лиц, так и от монастырей и приходов, в общем, работа кипит. И если еще несколько лет назад здесь работали, в основном, монахи и трудники монастыря, то теперь здесь занята целая команда рабочих. В основном, это ребята из Иерихона. Парень в центре фотографии ниже - ответственен за "прием посетителей" - когда наша группа принялась фотографировать эти сокровища, он буквально замер с пинцетом - чтобы, не дай бог, фотография не вышла нечеткой :)

2.
IMG_6346

Вот так, с комфортом расположившись на столе, выкладывают мозаики невероятной красоты и сложности.

3.
IMG_6348

Существуют два способа набора мозаики - прямой и обратный. Со времен Византии сложные каменные и стеклянные мозаики выкладываются обратным способом. Работает это следующим образом. Отрез ткани натягивается на деревянную раму. Затем на ткань наносится орнамент или более сложный рисунок (см фото), а потом мозаичных дел мастер приклеивает каменные кусочки к ткани, выкладывая их по цветовым линиям.  Когда все камни приклеены, а клей высох, деревянную раму с мозаикой монтируют в стену (если площадь мозаики большая - рамы с частями рисунка монтируются стык в стык), как бы вдавливая сторону с камнями в штукатурку. Когда штукатурка высыхает, ткань, к которой были прикреплены мозаичные кубики, снимается, остатки клея смываются губкой. Получается, что изображенная на фотографиях сторона - изнанка мозаики. Подобный способ позволяет создавать идеально ровные мозаичные поверхности, без выступающих частей.

4.
IMG_6349

5.
IMG_6352

6.
IMG_6356

Вот, например, уже "перевернутая" мозаичная картина, вставленная в раму. В нее осталось вмонтировать руки, и будет готово. Руки, на самом деле, уже тоже готовы и лежат на соседней полке :)

7.
IMG_6340

А это небольшой спойлер масштабного проекта, вовсю разрабатывающегося монастырем. Я не знаю, какие у этого святого для православных места планы по развитию места, но, судя по всему, оставаться незаметными они не планируют. Кто был со мной на последних экскурсиях в эти места, наверняка видел огромные бетонные колонны и стену около автомобильной парковки. Эта "стройка века" через полгода-год должна закончится, а строят там.... амфитеатр!

Девушка и парень на фото ниже - приехали из Греции на практику в мозаичную мастерскую. Мозаичные полотна, которые они выкладывают - станут украшением строящегося амфитеатра. По словам гречанки, это будет нечто умопомрачительное. Видя размер стены, на которую планируют монтировать мозаики, охотно в это верю!

8.
IMG_6358

9.
IMG_6373


Спасибо за пост, очень интересно. Кстати, может быть Вы в курсе (просто любопытно) - из смальты (это, как мне в своё время объясняли в Киеве, маленькие кусочки прозрачного цветного стекла ?) кладут картины также, как мозаичные полотна, или это совсем другая (более древняя ?) техника
Та же византийская. Именно там и тогда в смальту начали добавлять золото, и именно так создавались эти умопомрачительные холотые мозаики. В самой мозаичной технике со времен расцвета мозаичного искусства в Византии не изменилось ничего. Разве что появились циркулярные пилы для нарезки каменных брусочков.
Большое спасибо за инфу, буду знать! (у меня до сих пор где-то дома хранятся несколько кусочков смальты, очень красивые)
Некоторые уточнения
Смальта - непрозрачное стекло.
Имитация в мозаике живописи активно разрабатывалась в СПб. Императорской Академии художеств и выполняли в этой технике иконы в Исакиевском Соборе. Примеров имитации живописи в мозаике ранее 18 века я не помню(это на вскидку).
От традиционной византийской мозаики эти работы технологически ни как не отличаются, но технически они другие. Вместо модуля - каждый кусочек смальты имитирует мазок кисти.
Re: Некоторые уточнения
Спасибо, буду знать.
Re: Некоторые уточнения
Примеров имитации живописи в мозаике ранее 18 века я не помню(это на вскидку).

Не берусь спорить - я в этой области совсем не специалист- , но насколько я помню из объяснений на экскурсии (более 40 лет назад -:), смальту использовали в Киеве намного-намного ранее (чуть ли не в 15-16 м веке).
Re: Некоторые уточнения
Первая мозаика на территории Киевской Руси - мозаики Св. Софии в Киеве. И это 11 век. Но я Вам написал не о технологии (она одинаковая во всей "византийской" мозаике), а о технике набора. Техника византийской мозаики хорошо видна на снимках у автора этого поста. Это укладка по определенному рисунку кусочков смальты близких между собой по размеру(модуль). А если Вы посмотрите мозаики Исакия крупно, то увидите, что каждый кусочек "индивидуален", т.к., имитирует мазок кисти.
Есть еще техника "флорентийской" мозаики. Она выполняется из пластов натурального камня.
Re: Некоторые уточнения
Ещё раз спасибо за подробные объяснения - очень интересно. Заодно (по ассоциации -:) вспомнил - про смальту я впервые услышал как раз на экскурсии по Софийской церкви в Киеве.
Спасибо! Надо будет посетить эту замечательную мастерскую, когда буду на Св.Земле, свяжусь с вами.
Спасибо за интересный пост! Хотелось бы самому заняться мозаикой