Рош Ходеш Шват

Вчера был Рош Ходеш Шват (начало нового месяца по еврейскому календарю), а потому мы поднялись на Храмовую гору.
Перед восхождением необходимо соблюсти несколько правил, в частности, окунуться в микву и не обувать кожаную обувь.

Долгие годы между раввинами идет горячая дискуссия о легитимности поднятия на Храмовую гору. В частности, главный раввин Израиля категорически запрещает подъем для евреев, аргументируя запрет отсутствием ритуальной чистоты среди евреев и невозможностью ее достижения. Таким образом, чтобы не осквернять самое святое для евреев место, присутствие евреев на Храмовой горе было запрещено.

Однако другая часть религиозного мира уверена, что если не заходить непосредственно на территорию, где располагались два Храма, то подниматься на Храмовую гору не только можно, но и нужно, чтобы утвердить еврейское присутствие на территории, контролирующейся сегодня мусульманским органом ВАКФ.





Посещение Храмовой горы для евреев и гостей страны в зимний период открыто с 7-30 и до 10-00, а также еще час днем. Для граждан Израиля с собой необходимо иметь паспорт и не иметь никакой религиозной литературы (запрещено проносить на Храмовую гору Тору, сидур и т.д.), а также соблюсти все необходимые постановления Галахи, о которых я уже упоминала. Для израильтян и иностранцев два отдельных входа, иностранцы могут проходить свободно, к израильтянам относятся внимательно, но, как мне показалось, доброжелательно. Кто был в Иерусалиме у Котеля (Стены Плача), видел сооруженный относительно недавно деревянный помост, поднимающийся вверх, вгору, это и есть вход на Храмовую гору.



С этой точки на левой фотографии видна восточная сторона места, где когда-то располагался Храм, а также виднеется обозначенное мусульманской беседкой (поправьте меня, как правильно назвать это строение?) место, где раньше стоял жертвенник.

На правой фотографии - стена, которая точно сохранила свое месторасположение, каким оно и было 2000 лет назад.



За порядком на территории присматривает сотрудник ВАКФа. Он же сопровождал нашу группу в течение всего пребывания на горе Мориа. Периодически мужчина отвлекался на палестинских детей, которые начинали вести себя слишком шумно, бегать, кричать, играть в прятки или в футбол крышечками от Кока-колы.



Помимо сотрудника ВАКФа, группу сопровождали двое израильских полицейских.



Стоит отойти на 100 метров от расположенной на горе мусульманской Кубат ас-Сахра (Купол над скалой), подметенная каменная кладка сменяется пейзажами немного иного рода. Мне удалось заметить даже остатки матраца с выдранными пружинами. Странно видеть, что мусульмане, которые утверждают, что это место для них третье по святости после Мекки и Медины, содержат его в таком странном порядке.





С южной части горы сохранились дневние постройки, а точнее, развалины.



Царь Ирод, когда решил перестроить Второй Храм в 22 году до общепринятой эры, расширил площадь горы, сделан насыпи и надстройки с северной и южной ее сторон. Они держались на каменных арках, остатки которых можно увидеть до сих пор, пройдясь по тоннелю Хашмонеев, вход в который расположен слева от Стены Плача.





Туристам и неевреям допустим подъем на Храмовую гору и свободное по ней гуляние. С точки зрения еврейского закона, тем самым происходит осквернение Святая Святых, однако Галаха волнует только евреев, да и то далеко не всех. В 7-30 утра на территории горы было несколько туристических групп из разных стран мира, которые первым делом устремлялись фотографировать мозаику, украшающую Купол над скалой.



С точки зрения еврейского закона, любому, кто зайдет на территорию, где раньше располагался Храм, грозит карет - отсечение души. Поэтому если евреи все же поднимаются на гору, следует быть предельно осторожным, чтобы случайно не нарушить запрет. Сам запрет связан с ритуальной нечистотой, которая продолжается с момента разрушения Второго Храма в 70 году. Ритуальное очищение возможно только при помощи пепла красной коровы, которую уже очень давно никто не видел.



Слева - наш второй полицейский, а справа - выход с территории Храмовой горы в узкие улочки арабского квартала Старого города.



Справа, на колонне, это ведь мезуза, да?





«Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».

Иосиф Флавий, «Иудейская Война» V, 5:6





В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая Святых Храма был разрешён только первосвященнику, и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, — вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.



Храмовая гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили духовным центром всей еврейской нации. В 66-73 годах началось антиримское восстание, в результате его подавления римская армия, во главе с Титом осадила Иерусалим. Осада и бои за город длились пять месяцев, до тех пор, пока 9-го Ава Тит не приказал поджечь храмовые ворота. Храм горел в течение 10 дней, несмотря на сдерживающие усилия еврейских повстанцев, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей, общее количество погибших от меча, голода и плененных за время войны, как пишет Иосиф Флавий, достигло 1 миллиона 100 тысяч человек.



Солдаты ЦАХАЛа охраняют территорию Храмовой горы, в то время, как полицейские сделят за тем, чтобы евреи не начинали молиться или совершать другие ритуалы, а также не отделялись от группы, очевидно, что с целью молитвы.



И главное: большое спасибо Ане antopol, ее мужу Мите и Ицхаку Имасу за организацию и интересный рассказ.
Оригиналы-то большие - здесь я их уменьшила, иначе они разнесли бы всю страницу.
Спасибо!