Кевер Йосеф - самая труднодоступная еврейская могила

В пятницу утром мы, как и анонсировалось, посетили Шхем, успев даже больше, чем планировали. Каждому, наверняка, больше всего запомнилось что-то свое, и, думаю, потом об этом все еще расскажут, однако для меня главным в этой поездке, организованной нашим сообществом stalker_il, стало посещение кевер Йосеф. Израильтянам, наверное, это слышится практически невероятным. Днем? Евреи? У могилы Иосифа? Тем не менее, да.

Согласно Библии, Иосиф умер в Египте, и его кости были перенесены в Страну Израиля и захоронены в Шхеме. В первом веке н.эры римский император Веспасиан основали близ разрушенного Шхема город Флавиа Неаполис. Библейский Шхем находится в 2 км от центра города, так называемая Тель-Балата, и на сегодняшний день имеет довольно жалкий вид.

Однако в этом посте мне бы хотелось рассказать и поговорить исключительно о месте, которое на слуху каждого израильтянина,  и отнюдь не только религиозного сектора. Историю кевер Йосеф (могилы Иосифа) новостные СМИ Израиля поднимают с периодичностью раз в несколько месяцев, если не чаще, не забывая делать длинные информационные подводки.
Раньше на этом месте располагалсь действующая ешива, которая была разгромлена после того, как израильская армия покинула эту территорию. После начала интифады в 2000 году, могила Иосифа оказалась в арабской осаде. Небольшой отряд ЦАХАЛа пытался сдержать арабские беспорядки, однако ничего из этого не вышло, более того, один из солдат был в итоге убит. В итоге арабы захватили склеп, подожгли его, проломили купол и устроили там нехилый шабаш.

Сегодня могила Иосифа, находящаяся на территории Шхема, для израильтян практически недоступна. Единственный законный вариант попасть туда - присоединиться к организованной паломнической группе, которая приезжает на могилу Иосифа ночью, в сопровождении десятка джипов ЦАХАЛа.




7 октября 2000 года правительство Эхуда Барака приняло решение «временно» оставить кевер Йосеф. После того, как израильские солдаты покинули святое место, увезя с собой свитки Торы, толпа арабов ворвалась в здание ешивы, сожгла оставшиеся книги и само здание. Живший в поселении Ицхар раввин Гиллель Либерман (кстати, гражданин США), узнав о том, что гробница Иосифа оставлена армией, попытался без оружия проникнуть туда, чтобы забрать остававшиеся там книги. Он был расстрелян арабами. Через несколько дней арабы начали на этом месте строительство мечети.

Тогда же в арабской и левой израильской прессе появились сообщения о том, что могила Иосифа не является подлинной. Мусульмане стали утверждать, что там похоронен арабский шейх по имени Юсуф Давикат, скончавшийся двести лет назад.



Изначально я не хотела вставлять картинки того периода в этот пост, однако впоследствии мне показалось, что так оно даже вернее. Кому-то они напомнят те события, кто-то узнает о них впервые, и, в любом случае, картинка того, что произошло с этим почитаемым местом, на которое так рьяно претендуют мусульмане, получится более цельной.
Фотографии захвата арабами кевер Йосеф взяты с сайта shechem.org, остальные фото в этом посте - мои.













Подъезжая к кеверу, мы совершенно не представляли, что нас может там ждать. Палестинская полиция? Армия? Забор с амбарным замком? Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что нас там... совсем никто не ждет. Один несчастный полицейский умирал от жары, сидя на стуле, и вяло поглядывал на подъезжающий автомобиль. Вокруг - ни души. Утро, пятница - святой для мусульман день, в который они молятся с двойным усердием. В кевер Йосеф - ни малейшего признака жизни. Мы выходим из автомобиля и спокойно заходим вовнутрь. "Вовнутрь" можно сказать лишь условно - стены строения разрушены, купол проломлен, окна выбиты. Яркий солнечный свет заливает помещение и вначале у меня даже закралось сомнение - то ли это место? Настолько оно было непохожим на ночные съемки телевидения, во время посещения еврейскими паломниками этого места под вооруженным конвоем ЦАХАЛа раз в месяц. 

Однако сомнений не оставалось, так выглядит кевер Йосеф днем, когда туда не приезжают на молитву евреи, а следовательно, ни одному мусульманину Шхема нет до него никакого дела.







Некама.  Одно из немногочисленных еврейских граффити. В стороне еще виднелось полузамазанное "народ Израиля жив" да и все, пожалуй. Единственную шестиконечную звезду мне удалось найти... в сожженном туалете.







Это место нельзя назвать ни чистым, ни грязным. Оно просто заброшено. Очевидно, что мусульмане там не молятся, никакой ценности в нем не видят (по крайней мере, это никак не проявляется) и интересует их это захоронение лишь с точки зрения арабо-израильского конфликта. Собственно, вопросы, возникающие при посещении кевера, сродни вопросу о такой уж неимоверной святости для мусульман места, видя горы мусора на Храмовой горе. Полусожженное, разрушенное здание, которое никто не пытается ремонтировать.

Кстати, второй вопрос, который у меня возник, где следы такого нашумевшего хотя бы частичного ремонта, о котором писали буквально совсем недавно, якобы проведенного еврейскими организациями. Что отремонтировали?







В принципе, времени, проведенном в кевере было достаточно, чтобы сказать все необходимые, наверное, молитвы. В конце полицейский стал нас немного подгонять обычными криками "халас, халас", но особого рвения не проявлял.
Когда мы уже выходили, в компании арабских пацанов к могиле подошли вот такие заграничные девушки. Осматривают достопримечательности.



А вот и сам охранник кевера. Если подойти к нему (кеверу) с другой стороны, он и не заметит.



Как-то так. Если честно, мне надо время, чтобы это переварить.



П.С.: обновление по поводу ремонта кевера. Вот несколько фото.

До ремонта:



После ремонта:



Если сравнить фото после ремонта с фото из поста, видно, что давно пора сделать еще один.
מדחת יוסף
Иван, в те дни мы сидели на צומת איו"ש, десять русских пацанов, и были потрясены тем событием... Вернее тем, как это преподнесли в прессе. Позже к нам в заброшенный в Рамалле дом заехал комдив, пообщаться с в неформальной обстановке... Оказалось, слишком там понадеялись на Джибриль Раджуба (позже мы по ошибке обстреляли его дом, гы), но это не всё. Парамедик, находившийся с друзом, доложил, что нет опасности для жизни! Это-то и ввело в заблуждение наше руководство...
Короче, сложная веха нашей истории...
Re: מדחת יוסף
Ну я же написала, что мутная история. Очень не хотелось ее здесь упоминать, так как к теме поста она отношения не имеет.
Но спасибо, что рассказал.
Re: מדחת יוסף
Если Вы обратили внимание, я не разу не сказал ничего, кроме слова солдат. Барак понадеялся на Раджуба? Он продал неписанное, и всегда соблюдавшееся правило - мы своих не бросаем. Это правило появилось в войне за независимость. И все, включая генералов его соблюдали. С риском для жизни вытаскивали и мертвых. За это преступление он должен сидеть в тюрьме, а не в министерском кресле. Знает, я никогда напрасно не свистел. Этот случай расследовал. В десяти минутах от могилы были готовы танки, но они получили приказ Барака - не вступать в Шхем.