3 декабря - поход в самый труднодоступный монастырь Израиля - Каранталь

Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит. На том история с Каранталем там заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.
Тем не менее, самый, как видите, труднодоступный отшельнический монастырь Израиля, а также расположенная наверху горы крепость Док, вполне доступны настоящим апологетам пустынного отшельничества и просто любителям этнографии и географии.

А посему мы решили совершить доселе не совершавшееся, извините за каламбур, и открыть вам удивительную красоту и атмосферу монастыря, зависшего посреди скалы и рассказать историю одинокого монаха-отшельника, также зависшего между хасмонейской крепостью и палестинским Иерихоном.





Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎‎, Deir al-Quruntal) — православный греческий мужской монастырь, расположенный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.

Над монастырем расположены развалины хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.

Сам Каранталь был основан столпом иудейско-пустынного отшельничества, господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фарранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.



Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…". Брали ли монахи в то время с собой плеер и свечку, по примеру монаха Ефрема из Мар Сабы, Леонид не сообщил.



Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник, которым нужно черпать воду из колодца. Чайник я здесь показывать не буду. Самые отважные и любопытные увидят воочию.









Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинается длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водой" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.





На вершине горы - стены хасмонейской крепости Док, а ниже и левее - сам Каранталь.
С крепости открывается еще более умопомрачительный вид на город, монастырь, пустыню. От крепости мало что осталось, го куски колонн, крепостные стены и прочие останки древностей там присутствуют.

Римские войска в 68 году во время Великого Восстания захватили крепость, а также весь район Иерихона. Балаган продлился какое-то время, а уже в 340 году на горе был основан византийский монастырь Дока. Потом он был, как это водится разрушен и в следующий раз активность в этом месяце возобновилась лишь в 1873 году. Британские археологи обнаружили здесь останки крепости и начали раскопки. В 1914 году появилась очередная надежда на светлое будущее - тогда началось строительство строительство церкви в форме трилистника (ее развалины живописно смотрятся), однако Первая мировая война положила конец добрым начинаниям.
Сегодня крепость находится в запустении и редкие пешеходные туристы до нее добираются.



Вид на гору Каранталь.




Каранталь, с моей точки зрения, самый прекрасный из всех сохранившихся хоть в каком-либо виде монастырей Иудейской пустыни. Причин для этого сразу несколько: во-первых, в отличие от Мар Сабы, в него пускают женщин. Во-вторых, с его террасы открывается умопомрачительная панорама на Иерихон и пустыню. В-третьих, несмотря на 21 век, он продолжает сохранять атмосферу "труднодоступности", для израильтян, из-за своей практически полной отрезанности от Израиля и близости к Иерихону. И потом, он просто божественно красив. Одного этого уже достаточно.

N.B.: про личную ответственность, маршрут и т.д. я расскажу каждому желающему лично. Однако изначально имейте ввиду, что граница территорий А и Б проходит, примерно, по уровню монастыря. Выше Б, ниже А.

Итак, у нас в программе:

- Отшельнический монастырь Каранталь
- Хасмонейская крепость Док

Когда: 3 декабря
Время сбора: 8 утра
Планируемое завершение похода: около 16:00
Способ передвижения: на своих машинах, кому нужно - найдем тремп. Тремписты оговаривают стоимость бензина с водителями.
Стоимость: 150 шах.
Количество мест, к сожалению, немного ограничено.
Все участники должны быть в нормальной физической форме.

Желающие могут записываться и задавать вопросы в комментах или по телефону: 054-6748890. Инна
Буду ждать рассказа и фото о путешествии
Очень заманчиво, спасибо за рассказ! А где встреча? Будут ли какие-либо экстримы (снеплинг, etc.)?
Нет, снеплинга не будет. Зато будут экстремальные бешенные бедуинские собаки, рощи и заросли, а также небольшая пробежка по пустыне.
Встреча на заправке на 1 квише в сторону Мертвого моря.
А что значит в километрах "небольшая пробежка по пустыне"? И что там за дорога? А то я не уверена, что нахожусь в достаточно "нормальной" физической форме:)
В нормальной :)
Идти пару километров.
Из подъемов - на вершину горы к крепости, но там пробитая тропа. Взойдут все, может, с разной скоростью разве что.
Но судя по тому, как вы скакали по раскопкам, Каранталь - не проблема :)
я теперь безлошадная, к сожалению. но если будет кто из б-7 или, на крайний случай, из Петах тиквы, то я с вами.
постараюсь еще проверить опцию и подбить кого-нибудь из друзей с машиной, но они все одомашненные такие, что это вряд ли получится.
так что очень надеюсь на тремп, бо судя по твоему рассказу- должно быть ооочень интересно)
Не каждый день
Если из ПТ, то найдем, думаю.
Но лучше подбей друзей :)
И я тоже хочу!!! :(((Кто меня на тремпе заберет???
пойдем давать монахам люлей? :)
я в деле. нужен тремп из рамат гана (или тель авива)
Ну как же так! Очень жаль, но не расстраивайтесь слишком сильно, не в последний раз :)