Невероятные приключения в монастыре св.Герасима

Равно как яблоки являются характерной чертой моей любимой Мар Сабы, так и ручной лев является неотъемлимым атрибутом жизнеописания Герасима. Известна история о том, как Святой Герасим дикого льва приручал. Собственно, лев был тяжело ранен в одном из боев, однако святой излечил его от ран: "И льву дано было имя Иордан". После волшебного исцеления лев с многоговорящим именем часто наведывался в гости к Герасиму, тот его кормил и поил. Так и прожил лев около Герасимового порога около пяти лет, до самой смерти святого, не выдержав тоски от разлуки. Считается, что лев умер на могиле Герасима и был погребен рядом со святым.




Один из живых обитателей монастыря св.Герасима.



Монастырь, носящий имя Святого Герасима Иорданского (араб. Дейр Хагла (Дейр Хаджла), "дом куропатки"), был построен примерно в 19 веке на развалинах строений крестоносцев, которые, судя по всему, находились на месте его Лавры, возведенной в 455 году, и считающейся одной из самых древних на территории Святой Земли.

Герасим родился в городе Ликия в южной части Малой Азии в богатой семье и был назван в миру Григорием. Однако затем на него снизошло озарение, и будущий святой покинул отчий дом, а также несметные сокровища, и отправился в странствование по миру. В скором времени он дошел до Египта, а уже оттуда перебрался на западный берег реки Иордан, то бишь в Палестину. Здесь он основывает лавру и становится ее настоятелем. Умер святой около 475 года.

Сегодня территория вокруг монастыря постепенно облагораживается и приспосабливается под большой поток (ожидаемый) паломников и туристов. Ходят слухи, что периодически вход в монастырь становится платным, однако сколько раз мне там довелось побывать - ни разу никто не пытался взять денег.
И главная хорошая новость: в монастыре наконец-то закончен ремонт одной из церквей - мозаика полностью переложена, вымыта, скамейки расставлены новые. Вентиляторы пластиковые, правда, так и остались, но это просто какой-то бич местных монастырей - лопасти и свисающие из-под куполов провода картинки портят неимоверно и, главное, я еще ни разу не видела их работающими, даже в жару. В общем, можно их рассматривать как элемент декора.



"Герасим выглянул и видит, что давешний страшный лев потряс первую сытость и пришел съесть его осла, но это ему не удалось: прыгнув с разбега, лев не заметил ограды и воткнул себе в пах острый сук и взревел от невыносимой боли. Герасим выскочил и начал вынимать из раны зверя острые спицы. ... Герасим стал омывать раны льва, а сам подносил к его разинутой пасти воду в пригоршне, и лев лакал ее воспаленным языком с ладони, а Герасиму было не страшно, так что он сам над собой удивлялся. ... на четвертый день как пошел Герасим с ослом к роднику, смотрит - приподнялся и лев и тоже вслед за ними поплелся. Герасим положил льву руку на голову, и так и пошли рядом трое: старик, лев и осленок. ... Стал старик жить со своими зверями. У старца выросли тыквы...". (Н. Лесков, "Лев старца Герасима")







Так выглядел монастырь в 20-30 годы XX века.













Как это водится в подобных местах, каждый приличный монастырь должен иметь свой скелет в шкафу, а еще лучше несколько. В этом вопросе у Святого Герасима проблем нет. Не обладая достаточным пространством, как Мар Саба или Сент Джордж, монахи монастыря подошли к решению вопроса "в лоб": сконструировали несколько шкафов с прозрачными передними стенками и засыпали их сверху до низу костями. Черепам была оказана отдельная честь - они аккуратно свалены на отдельных полках.



Самая психоделичная сотрудница монастыря, которую я когда-либо видела.  Стояла, замерев, на месте и смотрела в даль. На внешние раздражители в виде толпы не реагировала, чем вызвала неимоверную мою симпатию.



И напоследок еще немного классической литературы:

Сказ о том, как храбрый лев за делом пошел

"Все полегли спать вокруг меловой норки Герасима, и лев лег тут же, а когда утром встали, то увидели, что льва нет на его месте!.. Или его кто отпугнул, или убил и зарыл труп его ночью. Все очень смутились, а старец Герасим сказал:
- Ничего, он верно за делом пошел и вернется.
Разговаривают они так и видят, что в пустыне вдруг закурилась столбом пыль и в этой пронизанной солнцем пыли веются странные чудища с горбами, с крыльями: одно поднимается вверх, а другое вниз падает, и все это мечется, и все это стучит и гремит, и несется прямо к Герасиму, и враз все упало и повалилося, как кольцом, вокруг всех стоявших; а позади старый лев хвостом по земле бьет".
(Н. Лесков, "Лев старца Герасима")

Полезное чтение по теме:

1. Hirschfeld, Y. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. (на иврите более распространена: המדבר של העיר הקדושה)
2. Patrich, J.  Sabas, Leader of Palestinian Monastecism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, Fourth to Seventh Centuries.
3. Mertens, A. "Who was a Christian in the Holy Land?"
4. Лесков, Н. "Лев старца Герасима"

Репортаж о посещении мозаичной мастерской при монастыре св.Герасима.
Похоже, что христианства без некромантии не бывает.
а как это назвать? Вот, например, Киево-Печерская Лавра. Там под землёю большое количество скелетов. Но они там не просто так Над черепами молятся и эти черепа начинают выделять некое елейное магическое масло. Как это назвать? Я считаю, что это святотатство. Хотя, понимаю, адепты христианства во всём этом ничего плохого даже не усматривают
теперь ещё святотатство)) Если у Бога нет мёртвых, все живы, есть контакт живых с почившими (им молятся - они отвечают взаимностью в силу данной от Бога благодати, молятся за умерших родственников), где тут святотатство? чё крадут-то?) Я задала Вам вопрос, вы мне ответили, есть контакт, Вы ж ничего у меня не украли)
Если я молюсь за умершего папу, где здесь некромантия? Если молюсь, к примеру, святому Герасиму, при чём здесь вызывание духов?
Я прочел Ваш ответ и понял, что Вы вообще не поняли, о чём я говорю. Этот диалог просто не имеет смысла. Я думаю, что Вам будет приятно узнать о том, что Вас не похоронят, а будут из Вашего черепа 500 лет добывать елейное магическое масло. Может это Вам понравится. Но мне такое не нравится, я считаю это преступлением.
я не поняла, почему Вы сказали о некромантии в комменте именно к этой статье, потому и спросила. Если Вы о костях, то их в монастыре св. Герасима, равно как и на Синае в монастыре св. Екатерины складируют не с целью "вызывать магическое масло", а местность там каменистая, неудобно устраивать кладбища, вот и обычай такой - складывать кости после истления плоти в оссуарии (костницы).
Интересная интерпретация Лескова:)Я в своё время житие Герасима читала в минеях Дмитрия Ростовского, который писал, используя "Лимонар" монаха 7 века Иоанна Мосха. Там говорится о том, что старец встретил льва в пустыне с шипом в лапе (как на всех иконах, фото которых у Вас в посте). Лесков нафантазировал) На духовный смысл не влияет, конечно.
Я встречала около трех интерпретаций того, что же произошло с несчастным львом. Лесков, конечно, насочинял, однако даже летописцы расходились во мнениях. По одной из версий, лев просто не уберег осла. По другой - хотел съесть самолично. Истина где-то... канула в лету,в общем :)
Скоро у тебя будет книга. Чур мне первый экз. с автографом.
Ты мне льстишь, Ника :) Очередь из издателей что-то не заметна :)