הר הבית בידינו

Храмовая гора, в первый же момент своей инициации, обеспечила евреям, а затем  христианам и мусульманам, проблемы на долгие тысячелетия вперед. За последние пару тысяч лет чего только не происходило  и чего только не было на этой иерусалимской вершине.

В ТАНАХе она известна как Ар Мория, арабы называют ее Аль-харам аль-кудс аш-шариф. В настоящий момент на Храмовой горе расположены два главных объекта - Купол над Скалой (Куббат ас-Сахра) и мечеть аль-Акса.
В основании Купола над скалой лежит священный камень. Иудейская версия событий говорит, что именно на нем Авраам приносил в жертву Исаака. Мусульманская - именно с этого Мухаммад совершил мирадж - вознесение из Иерусалима на небеса. В Иерусалим же из Мекки Мухаммад прилетел верхом на бураке (чаще всего его изображают в виде лошади с головой человека). Христиане также считают себя причастными к Храмовой горе, так как она упоминается в Библии в контексте деяний царя Давида.




Если вдаваться в подробности, то можно написать не одну докторскую, так что здесь мы попытаемся вкратце обозначить основные вехи событий, происходивших на Храмовой горе.

- в 950 году до н.э. царь Соломон строит на горе Мория Первых Храм, ставший в то время центром всего еврейства. В 586 году до.н.э. Храм был разрушен Навуходоносором во время вавилонского завоевания.
- в 538  году до н.э. персидский царь Кир Великий издает указ, разрешающий евреям вернуться из изгнания и построить новый Храм. В 516 году до н.э. под художественным руководством стройки Зерубавеля, возводится Второй Храм. В 19-20 году н.э. царь Ирод, недовольный не гармонирующим с окрестной роскошью экстерьером Храма, приказывает его реконструировать, перестроить, расширить и улучшить. Для этих целей территория вершины Храмовой горы расширяется при помощи насыпи, а сам Храм полностью перестраивается, к храмовому комплексу добавляются дворцы, площади и подземные ходы. Стройка была грандиозной и была полностью завершена лишь за пару лет до разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н.э. во время римского завоевания.
- Долгое время территория Храмовой горы находилась в запустении, пока Адриан в 130 году не повелел построить на вершине горы святилище, посвященное Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых - установить конная статую имени самого себя.
- В 637 году н.э. халиф Умар занимает Иерусалим и первым же делом отдает приказ о строительстве на Храмовой горе мечети Умара (которую иногда ошибочно принимают за ныне позолоченный Купол над Скалой).
- Однако нынешний вид Храмовая гора начинает принимать лишь во время правления Абд аль-Малика, умайядского халифа), который в 691 году строит на Храмовой горе Купод над Скалой - одну из жемчужин умайядской архитектуры. Вскоре, правда, ее разрушило землетрясение, но предприимчивые завоеватели быстро все реставрировали и "стало еще лучше, чем было прежде".
- В 693 году халиф, будучи неравнодушным в архитектуре, основывает еще одну знаменитую сегодня мечеть - аль-Аксу, перестраивая скромную мечеть Умара. В будущем аль-Акса неоднократно перестраивалась и улучшалась, однако даже в момент ее строительства все признавали ее удивительную красоту и современность.
- В 1099 году в Иерусалиме появляются крестоносцы и переоборудуют Купол над Скалой в церковь, так называемую Templum Domini, а над священным для иудеев и мусульман камнем воздвигают алтарь. Интересен тот факт, что в будущем этот христианский храм стал прототипом и моделью для церковного строительства в Европе. Также он появляется на многих картинах классиков. Самым известным явлением христианского Templum Domini стала картина Рафаэля Spozalizio. Здесь - большая.
- Мрамором и мозаикой Купол Над скалой был украшен уже в 1187 году, во время правления Саладина. С тех времен мусульманское присутствие на Храмовой горе не прекращалось. 
- В 1967 году, в ходе Шестидневной войны Израиля против ряда арабский стран (а точнее, ровно наоборот), Храмовая гора была освобождена израильской армией, на ней был поднят израильский флаг и прочитана "Шма", Шломо Горен поднялся на Храмовую гору со свитком Торы и шофаром. Однако радость длилась недолго, и вскоре территория Храмовой горы была добровольно передана Моше Даяном управлению Вакуфов, и руководить происходящими там событиями вновь начали мусульмане.



Сегодня на территории Храмовой горы мусульмане проводят групповые занятия Кораном. Вход на Храмовую гору открыт с 7 утра до 10:30, и с 12:30 до 13:30 дня. Даже те, кто ни разу не поднимался на Храмовую гору, видели столпотворение около стоек служб безопасности перед входом на площадь перед Стеной Плача. Именно на Храмовую гору ведет пантон с деревянными заграждениями, поднимающийся от подножия горы. 



Мечеть аль-Акса или так называемая "Удаленная мечеть" считается третьей по значимости у мусульман, после мечети аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. 











До 1965 года купол Куббат ас-Сахры был таким же свинцовым, как и у аль-Аксы. В 65 году ее купол покрывают бронзовым сплавом. А в 1993 году король Иордании Хуссейн решает сделать израильским арабам щедрый подарок и распоряжается покрыть купол монумента золотыми пластинами, общей стоимостью 8,2 миллиона долларов. Пластины делали в Лондоне и на них было потрачено 80 килограмм чистого золота.















Купол над скалой представляет собой правильный восьмиугольник и имеет четыре входа - Баб аль-Гарб (Западные ворота), Баб аль-Джана (Райские ворота), Баб Дауд (ворота царя Давида) и Баб аль-Кибла (Южные ворота).
Изнутри стены украшены мраморной мозаикой и цитатами из Корана.





Вход в южные ворота Куббат ас-Сахра украшают массивные металлические двери, надпись на которых говорит о том, что они были установлены мамлюкским султаном в конце 15 века.
Купол монумента укреплен системой мраморных пирсов и 12-ю византийскими колоннами, поддерживающих арки. В центре находится священный камень.











Сегодня на территорию Храмовой горы поднимаются сотни туристов со всего мира практически ежедневно, кроме пятницы, когда место закрыто для мусульманской молитвы. Главный раввинат Израиля запрещает евреям подниматься на Храмовую гору из-за ритуальной нечистоты, а достижение ритуальной чистоты невозможно без получения пепла красной коровы (рыжей, без единого волоска другого цвета) и до строительства Третьего Храма, на том самом месте, на котором стояли первые два. Здесь логика и религия входят в клинч, которого мы касаться не будем, дабы не разжигать.
Сегодня ВАКФ категорически запрещает евреям молиться на Храмовой горе и проносить религиозную литературу. Если у вас израильский паспорт, вас заставят оставить все книги внизу, а на самой горе не будут спускать с вас глаз. При малейшем подозрении на молитву, подойдут и попросят прекратить немедленно. Непослушание грозит задержанием и запретом на подъем на любой срок - от недели до навсегда. Повторюсь, все это касается только израильтян.



Несмотря на запрет на поднятие на Храмовую гору главным раввином Стены Плача, многие более прогрессивные религиозные деятели, а также религиозные сионисты и просто правые израильтяне, проводят постоянные поднятия на Храмовую гору, следуя нескольким правилам, дабы случайно не ступить на запрещенную территорию, где раньше стоял Храм и располагалась Святая Святых. На фото маршрут, по которому проходят поднимающиеся на Храмовую гору религиозные евреи показан синими стрелками. Во времена, когда еще стоял Храм, ступание на его территорию в состоянии ритуальной нечистоты (в которой, согласно иудаизму) на сегодняшний день находятся все евреи, каралось каретом - отсечением души. На подъем на Храмовую гору в нечистоте полагались удары палками.



С точки зрения иудаизма, подъем на Храмовую гору  и ступание на территорию, где раньше стоял Храм, для неевреев и ритуально нечистых людей (а на сегодняшний день это абсолютно все люди нашей планеты) категорически запрещен.
Однако религиозные сионисты, а также видные израильские и не только раввины, следуя определенным правилам, все же поднимаются на гору.
Среди правил, которые необходимо соблюсти, следующие:

- обязательное посещение миквы для мужчин и женщин (бассейнов для ритуального омовения)
- запрет на ношение кожаной обуви
- а также другие, касательно которых следует проконсультироваться со специалистом



Вопросом изучения Третьего Храма, а также реконструкцией храмовой утвари, занимается Институт Третьего Храма, под руководством Йегуды Глика. На их сайте есть масса полезной информации о раскопках на Храмовой горе, современной политической ситуации и борьбе евреев за право владения Храмовой горой.

















Сегодня на Храмовой горе дислоцированы представители ВАКФа, занимающиеся надзором и возвратом мусульманам их имущества и недвижимости, полиция и пограничные войска ЦАХАЛа. Все они присматривают за порядком, а также следят, чтобы евреи ни в коем случае не проводили молитвы - это строжайше запрещено как израильскими властями, так и мусульманами.
Группы религиозных евреев по кругу сопровождают представители армии и ВАКФа. К обычным туристам они полностью безразличны и позволяют находиться им на горе ровно столько времени, сколько тем захочется.



Бонус для тех, кто дочитал до конца: здесь можно скачать офигенный гайдбук по Храмовой горе, изданный ВАКФом в 1925 году.

Re: Видимо, у тебя лицо слишком нееврейское
да, это верно :) мы на таких не похожи. лица не такие еврейские одухотворенные...