Песах у самаритян: жертвоприношение на горе Гризим. Vol.1

В этом году Песах у самаритян начался на день раньше, чем у остальных евреев - 17 апреля. По случаю праздника обе части общины (холонская и лузская) собрались вместе на горе Гризим, чтобы, согласно предписанию Торы, принести пасхальную жертву на святом жертвеннике. Самаритяне, признающие только письменную Тору, и считающую гору Гризим той самой, заповеданной Господом, ни на букву не отступают от закона, и проводят обряд в "чистом виде".

Как это происходит сегодня на Гризим, и как это происходило много тысяч лет назад у евреев - в этом репортаже. Предупреждаю благодарных читателей: под катом много фотографий с настоящего жертвоприношения, а значит, много крови и расчлененки. Дети и вегетарианцы должны быть особенно осторожными, открывая пост.






Несмотря на то, что в этом году на Гризим в первый день Песаха собралось намного меньше людей, чем  в прошлом, самаритяне очень строго подошли к вопросу пропуска на территорию жертвенника. По большому счету, не самаритянам до самой шхиты (кошерного забиения) присутствовать там нельзя - все ждут за воротами, которые открывают уже после забоя. Часть журналистов пропустили по удостоверениям задолго до начала церемонии, мы же приехали в то время, когда в самаритянской деревне собрались толпы зрителей, и ворота наглухо закрыли привратники. Никакие удостоверения уже не помогали. Потолкавшись час в толпе и почти отчаявшись, я и le_poete пошли искать удобную крышу, а третий из нашей компании nakaryak нашел комфортабельный подоконник. Мои героические усилия по жилищному скалолазанию и преодолевания препятствий из колючей проволоки, оказались совершенно напрасными, поскольку с крыши меня на чистом арабском согнали буквально через минуту. Что, в конечном итоге, оказалось невероятной удачей, так как я вернулась к воротам, и мне удалось уговорить охранника пропустить нас вовнутрь еще до начала жертвоприношения.





На Песах у самаритян принято одеваться в белые одежды. Резиновые сапоги и перчатки - необходимый и важный аксессуар жертвоприношения. Перед шхитой читается длинная молитва (в это время бараны покорно лежат между ног собравшихся), и по команде самаритянского первосвященника главы семейств перерезают им ножом глотки. Затем туши освежевывают, внутренние органы и шкуры кладут на центральный жертвенник, туши баранов нанизывают на деревянные шампуры и опускают в раскаленные глиняные печи-колодцы. После этого их накрывают специальной крышкой, и через несколько часов приступают к праздничной трапезе.





Секунду назад барана, не вошедшего в этот кадр, принесли в жертву.





Как только бараны были убиты, начинается праздник. Все радуются, поздравляют друг друга, а отцы проводят пальцем, смоченным в крови, по лбам своих сыновей.























Территория жертвоприношения - достаточно большая. Помимо центрального жертвенника, на котором воскуривают травы и потроха, на ней расположены печи-колодцы, в которых запекаются туши баранов. Над пламенем развешивают шкуры, чтобы стекающий с них жир повышал температуру внутри печи. 





















О том, как это происходило в прошлом году, читайте и смотрите здесь.



"Принесли жертву. Накормили богов дымом, оставшееся мясо съели сами" (С) :)