Хирбет Самара: то, что осталось после раскопок

В минувшую пятницу мы посетили Хирбет Самара, развалины самаритянской синагоги IV века, расположенной на 557 дороге, недалеко от КПП Туль-Карем и еврейского поселения Эйнав. Сегодня Хирбет Самара представляет собой довольно печальное зрелище (если бы не весеннее буйное цветение), а когда-то это была одна из самых роскошных самаритянских синагог, и сегодня представляющая для историков и археологов большой интерес.

Так как синагога самаритянская, ориентирована она не на Храмовую гору, как обычные еврейские синагоги, а на гору Гризим, расположенную по-соседству. Одной из самых примечательных находок на территории останков синагоги стали ее удивительной красоты мозаики - одни из самых древних и ярких, когда-либо раскапывавшихся в Израиле. Благодаря Ицхаку Магену сегодня мы можем рассмотреть их в музее мозаик Постоялый двор доброго самаритянина около Мицпе Йерихо. Напольные мозаики были вывезены с Хирбет Самара (как и со многих других самаритянских синагог), помещены в музей, а сами развалины остались стоять под открытым небом.




Очевидно, синагога была построена на месте уже существовавших римских построек. Ее площадь составляла 12,7х16,4 метра, также к ней был присоединен притвор 3,4 метра в длину. Синагога имеет апсиду, однако, как и в другой самаритянской синагоге в Цур Натан, видимо, она была пристроена несколько позднее. Вдоль стен в синагоге располагались продольные каменные скамьи с дополнительным рядом для ног. В Хирбет Самара не было обнаружено явного места для хранения Торы, однако, вероятно, Тора размещалась в апсиде, обращенной к горе Гризим. Некоторые археологи считают, что изначально свитки были мобильны, и хранились в месте, где после пристройки апсиды, были установлены каменные скамьи. В поддержку этой версии говорит обнаруженная в этом месте мозаика, на которой изображена Скиния. Во время одного из самаритянских восстаний синагога была разрушена, а затем восстановлена в ранний арабский период.







Как я уже писала, наиболее значимыми находками в Хирбет Самара стали редкой красоты напольные мозаики. Для всех самаритянских синагог свойственно дорогое и подробное мозаичное декорирование, бывшее чуть ли не единственным украшением подобных синагог. На мозаиках самаритянских синагог не было изображений людей, животных и других символов, изображение которых считалось нежелательным. Основные элементы мозаик - привычные кувшины с вином, плоды Земли Израиля, лопатки для благовоний, меноры и Ковчег. Помимо многочисленных сложных геометрических рисунков, на мозаиках Хирбет Самара изображены пустые птичьи клетки и цветы. Также встречается изображение предмета, который Ицхак Маген называет "трубы", очевидно, аналогичные изображениям шофара в еврейских синагогах.

Однако все это намного менее интересно по сравнению с самой впечатляющей мозаикой, обнаруженной в Хирбет Самара. Согласно самаритянской традиции, именно так выглядел вход в Скинию, где хранился Ковчег Завета. Аналогичные изображения можно встретить и на других самаритянских мозаиках (а также двух церквях), однако эта - самая большая и красивая.
Вход в Храм в данном случае выполнен в тетрастиле (греч., tetras четыре, и stilos колонна. Храм с четырьмя колоннами на переднем фасе). В Хирбет Самара таких мозаичных изображений было обнаружено два. Одна мозаика располагалась между скамьями вдоль южной стены здания. На ней изображены четыре ионические колонны с Сирийским фронтоном, декорированным ракушкой, а за одну из колонн зацеплен занавес, прикрывающий вход в Скинию.



Вторая мозаика с изображением входа в Скинию намного меньшего размера и менее детальная, и встроена она в геометрический рисунок.



Другие мозаики, обнаруженные в Хирбет Самара (все эти и две выше выставлены в музее мозаик):







В центре этого медальона изображена птичья клетка, финиковые пальмы и гранатовое дерево с плодами (слева). Считается, что на этих медальонах изображены, скорее всего, 7 плодов Земли Израиля (Дварим, 8:8): "В страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда". Согласитесь, она невероятная.



Стоит отметить, что самаритяне не были большими новаторами в мозаичном искусстве, и зачастую пользовались уже готовыми примерами. Вместе с тем, отсутствие изображений живых существ на их мозаиках является одним из аргументов в пользу того, что в вопросе соблюдения буквы Торы они были большими ревнителями, чем евреи того времени. Да и вообще, большинство самаритянских построек не отличались особой роскошью убранства и декорированием.



Из Хирбет Самара вывезли только те мозаики, которые представляли хоть какой-либо интерес. Все остальные, простые и дешевые, так и остались на раскопках. Особого интереса и ценности они не представляют, поэтому продолжают заростать сорняками и разрушаться.



Что еще прекрасно в Хирбет Самара помимо вывезенных мозаик? Безусловно, красивые виды на окрестные холмы Самарии, оливковая роща, цветы и свежий воздух.







Полезное чтение:

1. Y. Magen, The Samaritans and the Good Samaritan.
2. R. Hachlili, Ancient mosaic pavements: themes, issues, and trends: selected studies.
3. R. Pummer, The Samaritans in Flavius Josephus.
4. S. Fine, Jews, Christians, and Polytheists in the Ancient Synagogue, Cultural Interaction during the Greco-Roman Period.
Спасибо, классные снимки.
Впечатление, что у нас была солнечная погода. )
Если честно, Виктор, эти фотографии были сняты в другой день, когда я там без группы ползала :)
всегда с удовольствием смотрю фото... а древние камни так притягательны
А как можно посетить этот музей с мозаиками?
Сегодня это Ган Леуми, работает по шабатам.
Находится на 1 дороге, с правой стороны. Около Мицпе Йерихо, только тот слева, а музей - справа.