29 октября: Мар Саба - тайны отшельников, яблок и козла отпущения

Пожалуй, нет в Израиле трека, который я бы любила столь страстно, и по которому бы тосковала столь сильно во время летнего зноя. Однако сейчас, когда жара спала, я считаю своим долгом поспешить сказать "привет" самой прекрасной из ныне существующих твердынь и оплоту монашества Иудейской пустыни.  

Подвергались ли вы когда-нибудь телесному наказанию за поедание яблок? Выносили ли к вашим ногам в серебряном ларце мощи одного из самых знаменитых и великих монахов-отшельников? Падали ли вы хоть раз в своей жизни в бурлящий поток сточной канавы? Слышали ли вы что-нибудь о говорящих ослах и таинственных нижних кельях, куда следует ходить только со свечкой? Если ответы на все эти вопросы "нет", значит, вы просто обязаны побывать в одном из самых труднодоступных, и уж точно самых красивых монастырей Иудейской пустыни Мар Сабе.

Итак, в субботу, 29 октября, мы пройдем по захватывающему дух (да и тело) маршруту, через Иудейскую пустыню, к Лавре Саввы Освященного.








Когда-то дальняя родственница, разглядывая мою фотографию на фоне монастыря, спросила: "Слушай, что это за город за твоей спиной?" и была совершенно права, потому что Мар Саба - это не просто монастырь, не просто собрание церквей и монахов, а самый настоящий мини-город, со своими законами, мэрами, кварталами для бедных и для богатых, туристической зоной, бизнес-центром и промышленной зоной. С открывающейся на монастырь панорамы мы увидим ее именно такой - бурлящей и кипящей, несмотря на более чем 1500-летнюю историю.





Наверное, я никогда не перестану восхищаться ее красотой и величием, которые не способна передать ни одна фотография на свете. Однако, хватит дифирамбов.
Мар Саба, будучи, как я уже говорила, самым красивым монастырем, продолжает лидировать в рейтинге самых трешевых заведений Израиля. Только здесь, посреди Иудейской пустыни, на склоне Кедрона, можно услышать леденящие душу истории о тайной жизни монахов, чудесах, необычайных явлениях, а также послушать современные музыкальные диски.



Мар Саба – это не просто какой-то захолустный монастырь, в котором собрался десяток монахов-отщепенцев. Мар Саба – это идеология, последний оплот веры, стиль, престиж и длинная очередь на подселение. На протяжении столетий монахам удалось сохранить не только аскетичный образ жизни, но еще и особый статус монастыря. Связано это, отчасти, с затрудненным доступом к его воротам, что делаем Мар Сабу чуть ли не единственным по-настоящему отшельническим монастырем Израиля, а во-вторых, с тщательным отбором "постояльцев". Бывает, служители церкви проводят долгие годы в ожидании разрешения на въезд в стены монастыря и почитают получение оного за большую честь и доверие со стороны патриархии.

А вот что пишут о житие Саввы монахи монастыря: «Встреча Преподобного Саввы с ангелами была, видимо, обычным для него явлением». И действительно, за долгую жизнь в монашестве на Святой Земле, Савва умудрился повстречаться не только с ангелами, но также и с говорящими ослами, яблоками-искусителями и волшебными финиковыми пальмами.



Мой давний кореш Ихъе, житель деревни Абадийя и по-совместительству привратник (как громко сказано!) монастыря, сделает нам кофе с кардамоном и расскажет последние сплетни из жизни Мар Сабы и ее обитателей. Когда-то он рассказал совершенно прекрасную по своей стилистике историю про монаха Ефрема:

Жил-был монах Ефрем и был у него плеер с правильной православной музыкой. Монах Ефрем был ответственен за связи с общественностью, развлечение оной у ворот монастыря, а также за коммуникации со всеми страждущими.
И вот, пришла группа страждущих к воротам обители божией и спросила, далеко ли монах Ефрем, и не может ли он в рамках коммуникации с общественностью вынести послушать прекрасным дамам плеер с хорошей музыкой для услады ушей и души.

Ихъе выносит к воротам монастыря кофе с кардамоном, стреляет сигарету и начинает трепаться «за жизнь», пересказывая мне последние монастырские сплетни.
- А ты знаешь, что монах Ефрем вниз ушел? - как о каком-то совершенно будничном событии спрашивает меня сторож.
- Как это вниз? – я неспешно потягиваю кофе, заедая принесенным с собой печеньем.
- А вот так, вниз – показывает рукой действительно куда-то вниз. - Взял свечку и ушел вниз. Сказал, что вернется через месяц. Вот, уже две недели прошло, ждем. Он с собой еще плеер взял, с диском. И ушел. Плеер жалко, мало ли что… - вздыхает Ихъе.
Мне ничего не остается, кроме как согласиться – плеер действительно жалко.


Помню, когда-то в одно из первых посещений Мар Сабы, я сидела на каменной скамье около ворот и, кажется, дремала, ожидая группу мужчин-туристов, которых в монастырь впустили. И вдруг в левом ухе я услышала громогласное «Миром Господу помолииииииимся!», а затем сразу же и в правом «Заступи, спаси, помилуй!» из «Великой ектеньи». «Ну, вот и все, - подумалось тогда мне, - вот как на самом деле звучит «глас с небес». Приехали». Открыв из-за ужаса перспективы глаза, я увидела улыбающегося в тридцать два зуба монаха Ефрема, держащего в руках плеер. Наушники он, тихо подкравшись, воткнул мне в уши, и звук, естественно, включил на полную громкость. По-моему, это было одно из редких проявлений чувства юмора у монахов.

...Все ли в порядке с монахом Ефремом мы узнаем в субботу, а также выясним, почему в Мар Сабе запрещено есть яблоки, что сказал говорящий осел Святому Савве, как монахи самого отшельнического монастыря хоронят своих умерших и сколько должно быть швов на черепной коробке у нормального человека.









У нас в программе:

- пеший поход по Иудейской пустыне (около 20 километров в обе стороны)
- переправа через нахаль Кедрон
- посещение монастыря Мар Саба*
- подъем на гору Азазель (ар Мунтар), с которой, согласно традиции, сбрасывали несчастного козла отпущения
- продолжительные беседы об отшельничестве и прочих ништяках жизни в пустыне (времени для этого будет предостаточно), а также местные байки
- подъем к келье, в которой молился Савва Освященный для любителей бонусов
- фантастические виды для фотографов
- кофе/чай
- целование мощей по желанию участников

* - важно: вход в монастырь для женщин категорически запрещен, пускают только мужчин. Женщины, ожидающие снаружи, развлекаются беседами с монахами, прослушиванием марсабовских дисков, чтением местного самиздата, лазанием по кельям, осмотром монастыря сверху, снизу, сбоку, как угодно. В общем, женщины обделены не будут.

Подробности маршрута:

- выход на круговой маршрут из поселения Кедар Даром (там же под охраной оставляем машины)
- продолжительность маршрута - около 20 километров
- все участники должны быть в нормальной физической форме. Будет только один подъем, однако он будет
- подход к монастырю находится на территориях С и В и полностью разрешен к посещению израильтянами
- у кого нет машины, постараюсь найти тремп (с вас - участие в бензине водителя)

Место встречи группы: поселение Кедар Даром. Если его охрана будет так же милостива, как обычно, машины поставим прямо внутри, в крайнем случае, на парковке перед поселением. Да, это безопасно для ваших машин.
Время встречи: 8:00 утра, в субботу, 29 октября
Стоимость: 130 шекелей
Завершение программы: в 17 вечера будем уже около машин.

Что брать с собой на маршрут:


- Еду  для перекуса во время похода
- Воду из расчета 4-6 литров на человека. Обязательно.
- Крем от солнца, головной убор. Обязательно.
- Обязательно для мужчин и женщин скромную одежду  - длинные брюки, длинные рукава - для посещения монастыря. Подойдет любой футер или запасная футболка, которую вы потом снимите.
- Удобную обувь, лейкопластырь на случай, если натрете ногу.
- Кто хочет, может брать альпенштоки (палки для ходьбы).

Как проехать?

Приехать в место назначения проще простого - вы сворачиваете на развязке Маале Адумим и выезжаете на 417 дорогу. По ней вы едете прямо, следуя указателю Кедар. Через довольно короткое время вы выедете на круг, на котором будет расти большая олива. На кругу вы поворачиваете, следуя указателю Кедар/Кедар Даром. И едете по указателям на Кедар Даром. Поворот на Кедар Даром будет следующим после поворота налево на поселение Кедар. Вам нужен следующий за ним поворот налево. Это хорошо видно на выложенных картах.
Все это только звучит длинно, на самом деле, после съезда Маале Адумим ехать всего ничего.

Я вас буду ждать у въезда в поселение.

Карты проезда:

На этой карте название поселения не обозначено, однако отмечен Кедар. Нужный нам Кедар Даром - сразу под ним, параллельно, дорога в него как бы обрывается. Отмечен галочкой.



А на этой карте Кедар Даром отмечен.



Все вопросы, уточнения и запись в комментариях или по телефону 054-674-88-90. Инна
Ой, блин, а я как раз скорее всего в Ашдоде буду.
Я в принципе могу приехать к предкам 28-го и в тот же день вернуться в Тель-Авив, мне это даже удобнее, потому что за 2 дня в Ашдоде я озвереваю.
Ну прям )) Не такой я и фотограф. Да и объектив какой-то...
Инна, кстати. А зачем идти пешком, если на первой фото видно дорогу и машину? )
Во-первых, чтобы было чем занять весь день и устроить хороший пеший поход:)
Во-вторых и в-серьезных, эта дорога идет через шетах А, причем весьма гаденькую его часть.

Edited at 2011-10-23 10:46 am (UTC)
А там (на пешем маршруте) не опасно... В смысле без охраны?
А как через Кедрон будем переправляться?
Помиццо кто-то там слетел с мостика (к счастью - не я), прямо в дерьмище...

P.S.: +1 :) Нужен тремп из Рамат Гана (Тель Авива).
При желании, там есть целых два места, где можно слететь, так что у тебя будет выбор. Однако там сейчас все стало цивильно, так что в одном из мест придется прыгать с мостика, ради такого дела.

П.С.: Понял :)
Я воздержусь от ныряния в дерьмище :) - у меня фотоаппарат не говно-защищенный. :)

P.S.: Спасибо!
К сожалению половина нашей компании, включая меня не сможет поехать. Другая половина компании должна тебе для деталей. Удачной прогулки
Очень жаль! Надеюсь, в следующий раз (кстати, может быть, будет 19 ноября).
С твоими друзьями мы договорились.
Участников войны 1812 года внесите в список без очереди пожалуйста. Две персоны.
С радостью, только сбросьте в личку ваш контактный телефон, пожалуйста, а также имена и откуда вы :)
Отлично, пришлите, пожалуйста, в личку ваш телефон и откуда вы.
Спасибо:)