Изнанка Рождества

Мне доводилось бывать во многих сюрреалистичных и невероятных местах, однако русская православная церковь Святого Пантелеймона в Стамбуле - место, составляющее достойную конкуренцию всем им вместе взятым. Назвать ее местом, позабытым богом, не поворачивается язык, однако если бы не алтари и расписанные ликами святых потолки, именно таковым оно бы и являлось.

Положение христиан в Стамбуле, несмотря на его славное византийское прошлое, удручающее. И если греко-православные жители города еще имеют возможность посещать относительно благополучный Константинопольский патриархат, то остальным конфессиям приходится просить милости небес и ютиться в полузаброшенных постройках, испытывая как бы постоянное чувство неловкости. На большинстве христианских построек нет крестов, а там, где они еще сохранились, например, на куполе церкви Святого Бенедикта, вокруг царит атмосфера общего неблагополучия, бестактно подчеркиваемая заколоченными ставнями и перевернутыми мусорными баками. В редких уцелевших окнах стамбульских церквей несколько раз в неделю вспыхивает свет и уже через несколько часов стыдливо исчезает меж сотен шпилей минаретов.







Христианству, в саму суть которого заложено экзистенциальное стремление к гонениям, должно быть комфортно сегодня в этом городе: ежедневная борьба за выживание и совершение подвигов во имя веры не только закрепляет за самим ним статус угнетаемой религии меньшинства, но и за прихожанами храмов - мученический образ, противопоставляющий частное общему, силу православного духа - убедительности янычарских маршей.

Церковь Святого Пантелеймона - одна из двух действующих русских православных церквей Стамбула. Она ютится на шестом этаже жилого здания и лишь вспоминает некогда славные дни "русского Стамбула", которые город переживал еще в 20-х годах пошлого века. Некогда в комплексе соседних зданий располагались Андреевский монастырь, гостиница для паломников из России и церковь Илии Пророка. Сегодня церкви Андрея и Илии Пророка уже не действуют, и последнее напоминание о них - выцветшие купола, заглядывающие в храм Святого Пантелеймона, последнего оплота русского православия и место душевного успокоения скромных девушек в очках и платочках.

Найти дорогу на шестой этаж жилого дома в одном из узких переулков стамбульского района Каракёй непросто. Сбивая каблуки о каменную мостовую бывшего Константинополя, продираясь сквозь скученные дома и мечети, прихожане спешили сюда встретить русское православное Рождество. Вечером 6 января в церкви Пантелеймона собралось около 100 человек, большая часть из них - молодые женщины и девушки. Заходя в подъезд жилого дома, они поспешно по-православному повязывают платки, надевают поверх брюк длинные юбки и поднимаются по мраморной лестнице на шестой этаж. Найдя нужный подъезд, дальше ориентироваться просто - всю дорогу по винтовой лестнице прихожан сопровождают объявления: "Вход", "Звонить здесь", "Церковь", "Соблюдайте тишину" - то, что в России могло бы показаться излишне резкой формулировкой, в мусульманском Стамбуле кажется оправданной необходимостью. Тишину соблюдать действительно необходимо, поднимаясь по ступеням жилого дома, а опознать церковь Пантелеймона кроме как по надписи "Церковь здесь" никак иначе невозможно.







Сегодня храм занимает чердачный этаж и его условно можно разделить на три части: коридор, идущий полукругом, трапезная и помещение самой церкви. Читая выше описание пути к русскому православию в Стамбуле, вероятно, большинству представилось некое подобие "съемной квартиры", "кухонных посиделок" или в лучшем случае убранство современных сектантских церквей. Однако то, что открывается перед пришедшим в храм, поражает любое даже самое оптимистичное воображение: стены и купольные потолки расписаны ликами святых, горят сотни свечей, а батюшка в праздничном одеянии благословляет прихожан, пропитывая запахами благовоний из кадила их одежду, волосы и, кажется, сознание.









Набожного вида женщины и мужчины, истово крестящиеся под звонкое "Аллилуя!" женского хора, украдкой поглядывают на соседа, проверяя качество повязывания косынки, длину юбки и быстро вычисляют чужака. Русских, посещающих церковь, в Стамбуле не так уж и много, запомнить лица просто. И хотя большая часть пришедших на празднование Рождества, приходят в церковь Пантелеймона лишь по праздникам, место это можно назвать домашним и "для своих". Алекс, молодой мужчина, продающий прихожанкам иконки и религиозную литературу с лотка, обустроенном в углу церкви, следит за общим порядком и является связующим звеном между батюшкой и паствой. Помогает ему помощник, ни слова не говорящий по-русски, но интуитивно отдающий распоряжения о необходимости перевязать платок, надеть юбку поскромнее или спрятать камеру.





Сквозь православную литургию то и дело прорываются звуки азана, призывающего мусульман в мечети, и от этого женский хор взрывается еще более высокими и чистыми нотами, а встречающие Рождество в Стамбуле, кланяются ниже и крестятся отчаяннее. Батюшка вспоминает про иерусалимские стены, Вифлеем и чудо рождения Христа, и в какой-то момент начинает казаться, что собравшаяся сотня людей и вовсе забыла думать про абсурдность ситуации, сюрреалистичность разворачивающегося действа, а то и вовсе о его некой неуместности, несоответствии события времени. "Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй!", - подымается десяток высоких женских голосов под купол-чердак последней русской церкви Стамбула.

Выходя на улицу, прихожанки снимают платки, сворачивают юбки и, кажется, с неким облегчением вдыхают воздух стамбульского закоулка, зажатого между трамвайными путями и Золотым рогом. Пазл мира медленно начинает складываться во вновь правильный рисунок, место - соответствовать времени, а гармонию пространства больше ничего столь нагло не нарушает.





Вместо постскриптума.

- В Стамбуле нет церквей, только мечети! - говорит мне смотритель станции метро. И, несмотря на явную ошибку в фактах, все же он прав - огромный мегаполис не желает, да и не должен, принимать во внимание факт существования русской православной церкви Святого Пантелеймона и воспринимает ее как некое недоразумение и временное явление. А православные прихожанки отчаянным, не оставляющим выбора, "Господи, помилуй!", кажется, с этим соглашаются.
ЛИЦЕМЕРИЕ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ - ТУРЦИИ, ГДЕ ХРИСТИАНСТВУ
ИНФОРМАЦИЯ ОЧЕВИДЦА... СПАСИБО !
Ну чо, через лет 50 в толерантной и либеральной европе также будет

Edited at 2012-01-08 02:08 pm (UTC)
А вот кстати, я считаю одим из самых тошнотных проявлений нашего врмени - когда при любом подходящем случае, или просто не поняв, встает богомольный обсос и разевает рот и начинает гундеть - "Это оскорбление чувств верующих!!!", и подобные потуги на 282-ю.
А пострадать за веру???!!! А душу укрепить?!? А сыну божию уподобиться, муку принявшему?!
Что, слабо? Лень? Мы только молитовку одну-другую пошептать на досуге здатные? И всё? Видать всё. Убогие, точное слово.
А испытание Стамбулом - ну хоть что-то.
В христианстве нет стремления к гонениям. Утверждать, что христианство ищет гоненений равносильно утверждению о том, что евреи без ненависти к ним - ничто и с удовольствием и радостью этого ищут. История евреев легко это подтвердит. Но только пустоголовому их ненавистнику.
Христиане - это соль на шнилом мясе мира. Поэтому миру невыносимо терпеть христиан в своей среде. Тому пример слова из поста выше.
Забавны посылы к Русскому Стамбулу времен великого исхода 1919-1921 годов :) этот Русский Стамбул к началу Второй Мировой войны уже исчез :)
Трогательный фотоэкскурс. И подумаешь, зачем людям это надо?
Спасибо ! Хороший репортаж, я , думаю, что нужно обладать некоторой смелостью, чтобы прийти на это богослужение , мусульмане, как известно не отличаются веротерпимостью... ( Да я бы и за вас волновалась...)) А что касается стремления к мученичеству, думаю, это не так. Просто, если человек верит по- настоящему, он выберет путь с Богом, в конце концов, даже если страшно... Исче раз - спасибо ( забираю...), и - с Новым Годом!, удвчи вам, любви и - хороших людей рядом !)))
Ух ты, спасибо за интереснейший репортаж!
Спасибо! очень показательно и очень грустно. Когда-то великая православная империя, а теперь... вона что.
Спасибо за интересный репортаж. С Рождеством!
а можно мине -чердатый этаж- спиратить?
сделала ссылку на ваш репортаж в своём жж,хочу обсудить с друзьями.спасибо.
Absolyutno ne chuvstvuyu sebya ugnetennim men'shenstvom v Stambule.
Stambul nastol'ko kosmopolitichen chto zdes voobshe nikogo ne volnuet kto vo chto verit. Vmesto togo chto bi delat' pospeshnye vivodi, pozhivite v Stambule podol'she ili poobshaytes' s temi hristianami kotorye zdes zhivut!!!!!!!!!!
Выводы? Этот пост - не диссертация, а мои личные впечатления от одного конкретного места. Вы, кстати, на Рождество там были?

Edited at 2012-01-09 04:44 pm (UTC)
Христианство - это идолопоклонничество, так как Всевышний говорит, что надо поклоняться только ему одному, а не кому-то иному...ни сыну, ни брату, даже если они родычи Всевышнего. Грех идолопоклонничества искажает восприятие и создаёт проклятие.
Уважаемый,Христианство-это Истина.И многим она режет слух и глаза, как впрочем, любая истина многим неприятна.Мусульманство-это сломанная ветвь Авраама.Авраам выгнал Египтянку, служанку по имени Агарь с незаконнорожденным сыном Авраама Измаилом в пустыню.
Да, Господь по милости своей дал возможность незаконнорожденному сыну Авраама, выжить в пустыне, и стать "праотцом" мусульманских племен.
" И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
Но завет Мой поставлю с Исааком!!! которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год."
Как мы видим, свое Благоволение Бог дал, именно,роду Авраама из которого и вышел Христос!
Гл.1
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Вы пожалуйста не забывайте то, что Господь сказал в Ветхом Завете.
Интересное воспоминание в книге "1921 год" В.В. Шульгина:
Когда сто тысяч русских упало на Константинополь… жалкие, голодные, больные, с бледными женщинами и умирающими детьми…
Кто оказался больше христианами по отношению к ним? Христианская ли Пера и Галата, одуревшая от фокстрота, или этот исламийский Стамбул, сгрудившийся около древней Ай-Софии?
* * *
“По делам их узнаете их”… Увенчанный полумесяцем Стамбул на заре XX столетия, может быть, ближе к Христу, чем оскверняющая крест Пера и Галата…